«Крылья Родины»

Анатолий Четверяков
Смоленск-Северный, борт №1, Ту-154

Культура

Аэродром «Смоленск-Северный» закрыт. Авиакомендатура, обеспечивающая его деятельность, расформирована, радио- и светотехническое оборудование демонтировано, стоянки опустели.

Аэродром больше не является объектом Министерства обороны. Винить в этом кого-либо бессмысленно, это современные тенденции. Все авиационные державы сейчас сокращают свою военную аэродромную сеть, доставшуюся в наследство от Холодной войны. Это происходит и в Германии, и в Великобритании, и даже в США. Самолёты становятся современными, многофункциональными и очень дорогими, их количество сокращается, сокращается и количество авиабаз. К сожалению, «Северному» не повезло и, похоже, он уходит в историю, как и сотни других авиабаз по всему миру. Горевать из-за этого всё равно, что сокрушаться по поводу того, что по железным дорогам перестали ходить паровозы. Не стоит грезить и о том, что «Северный» станет международным аэропортом: во-первых, у смолян большого спроса на постоянные перевозки не будет, во-вторых, это очень далеко от Москвы, чтобы заинтересовать москвичей, и, в-третьих, затраты на его реконструкцию сравнимы со всем юбилейным бюджетом города, есть более актуальные направления для вложения таких сумм.

Смоленский аэродром стал известен на весь мир в 2010 году из-за трагических событий, произошедших на нём с самолётом Ту-154 польской высокопоставленной делегацией. Об этом сказано и пересказано уже достаточно, у нас сегодня другая история...

Когда точно аэродром появился в Заднепровье установить достаточно проблематично. Произошло это где-то в 20-х годах прошлого столетия. Но уже в 30-е годы, когда Смоленск стал крупным стратегическим центром и столицей Западного военного округа, «Северный» стал одним из самых современных и крупных аэродромов СССР, здесь базировалось несколько авиаполков и авиаремонтные мастерские, которые впоследствии стали Смоленским авиационным заводом. В те времена весь Смоленск представлял собой огромную военную базу, а проходившие тут военные парады с участием и авиационных соединений не уступали по своей масштабности парадам в Москве.

После раздела Польши и переноса границ Советского Союза Смоленск потерял статус приграничного города, и большая часть военной техники была перемещена на запад, к границе с Германией. В этих условиях аэродром был перепрофилирован под другие задачи.

В 1940 году на аэродром в Смоленск был направлен «личный пилот Сталина» Александр Голованов для формирования здесь первого в стране дальнего бомбардировочного авиаполка. Личный состав набирался из опытнейших лётчиков страны, хорошо владеющих элементами «слепого» полета и знакомых со средствами радиолокации. Основная задача — нанесение мощных бомбовых ударов по глубоким тылам противника. В 1941 году полк под номером 212 был окончательно сформирован. В то время на аэродроме уже были построены 2 бетонные взлётно-посадочные полосы, которые, кстати, располагались совсем не так, как сейчас, а были направлены под углом друг к другу и ориентированы к центру города. Сейчас на месте этих полос располагаются дачные участки и гаражи.

В том же году полку пришлось выполнять реальные боевые задачи по своему прямому предназначению. Начиная с 22 июня, лётчики полка совершали налёты на крупные промышленные центры Германии. Потери были колоссальные, в начале июля полк покинул Смоленск, а в конце июля немецкие войска заняли аэродром и активно использовали его на протяжении всего периода оккупации Смоленска. Немцы удлинили взлётные полосы и модернизировали всю инфраструктуру аэродрома.

13 марта 1943 года на «Северном» приземлился самолёт с Адольфом Гитлером, он прибыл в Смоленск с однодневным визитом для проведения совещания в штабе группы армий «Центр», который располагался в Красном бору. Здесь на Гитлера была совершена очередная неудачная попытка покушения: офицеры штаба, участвовавшие в заговоре, передали на борт личного самолёта фюрера «Кондор» 2 бомбы, замаскированные под бутылки коньяка, но взрывной механизм не сработал, Гитлер остался жив, а аэродрому «Северный» не удалось стать местом, где изменился ход мировой истории.

После сентября 1943 года аэродром использовался советскими ВВС, однако сам он и расположенные рядом авиационные мастерские были значительно повреждены. Только в 1946 году после восстановления на аэродроме появились части постоянного базирования.

В мае 1946 была сформирована 46-я Воздушной Армии Верховного Главнокомандования Стратегического Назначения, штаб которой размещался в городе Смоленске до ее расформирования в октябре 1994 года. Армия была самым крупным в мировой истории соединением дальних бомбардировщиков и ракетоносцев, оснащённых ядерным оружием. Сегодня все части и соединения Дальней авиации России примерно в 10 раз уступают по численности той армии. Бомбардировщики 46-й армии в Смоленске никогда не базировались. Но для обеспечения работы штаба на аэродроме Смоленск-Северный был создан 103-й транспортный авиационный полк, который базировался в Смоленске на протяжении 63 лет до своего расформирования в 2009 году. В 1994 году он был передан из состава дальней авиации в военно-транспортную. Полк принимал участие в «Пражской весне» (1968 год), войне в Афганистане (1980-1989), первой и второй чеченских войнах (1994-1996, 1999-2000) и «восьмидневной войне» в Грузии (2008). На вооружении стояли самолёты Ли-2 (с 1946), Ил-14 (с 1950), Ан-12 (с 1962), Ан-26 (с 1980), Ту-134 (с 1981), Ил-76 (с 1994).

Во время Великой Отечественной войны полк, на базе которого создавался 103-й транспортный, получил почётное наименование «Красносельский», а в его составе воевала знаменитая Валентина Гризодубова. В середине 2000-х три Ил-76М из состава полка получили имена собственные «Город-герой Смоленск», «Валентина Гризодубова» и «Красносельский».

В 1999 году один бомбардировщик Ту-95МС с Дальнего востока также получил имя «Смоленск», торжественная церемония также прошла на аэродроме «Смоленск-Северный». С этим именем самолёт летает до сих пор. При этом на его «перехват» в нейтральных водах постоянно поднимаются американские и японские лётчики и видят на борту «нарушителя» название города, расположенного в 10 тысячах километрах от Тихого океана.

В 2009 году 103-й полк был расформирован, самолёты с достаточным ресурсом были переданы другим авиабазам, часть была сдана на металлолом. Несколько наполовину разобранных Ил-76 и Ан-12 некоторое время продолжали стоять на «Северном», сейчас нет и их.

Кроме транспортников, на «Северном» почти 50 лет базировались и истребители. В 1951 году в рамках создания противовоздушной обороны столицы в Смоленске начал базироваться 401-й истребительный полк, вооруженный перехватчиками. Сначала это были МиГ-15, потом Миг-17, затем МиГ-19 и, наконец, МиГ-23. Для скоростных истребителей в 60-х годах была построена новая бетонная полоса, и аэродром принял тот вид, в котором мы его знаем сегодня. В 401-м полку в Смоленске служил в 50-х года и советский космонавт №3 — Андриян Николаев.

Один из МиГ-17 этого полка долгое время стоял в качестве памятника на территории военного городка на Покровке, но в 2013 году после расформирования авиакомендатуры «Северного» его перевезли на аэродром Мигалово под Тверью, ещё один самолёт этого полка — МиГ-23 до сих пор находится на территории аэродрома, будущее его туманно. Это последний самолёт на аэродроме.

Один из МиГ-17 этого полка долгое время стоял в качестве памятника на территории военного городка на Покровке, но в 2013 году после расформирования авиакомендатуры «Северного» его перевезли на аэродром Мигалово под Тверью, ещё один самолёт этого полка — МиГ-23 до сих пор находится на территории аэродрома, будущее его туманно. Это последний самолёт на аэродроме.

В 1991 году пала советская империя, закончилась и Холодная война, советские части и соединения из Восточной Европы начали в срочном порядке возвращать в Россию. В 1992 году из Польши на «Северный» были выведены 582-й полк на истребителях Су-27 и 871-й на истребителях МиГ-23. В тот момент на аэродроме базировалась 4 полка, почти 100 самолётов. Но это длилось не долго. 401-й, 582-й и 871-й полки были сведены в один 871-й на самолётах Су-27, все МиГ-23 отправили на базы хранения, где они потом и сгнили.

В 1992 году на «Северном» состоялось авиационное шоу, равных которому по размаху смоляне не видели ранее, и вряд ли когда-нибудь увидят. К 50-й годовщине образования полка «Нормандия-Неман», который воевал и на Смоленщине, своё мастерство над аэродромом показали две эскадрильи из Франции на самолётах MirageF.1 и Mirage 2000, а также российские асы из пилотажных групп «Русские Витязи», «Стрижи» и «Небесные гусары».

В 1995-1996 годах лётчики пилотажной группы «Русские Витязи» после потери четырёх пилотов в авиакатастрофе во Вьетнаме собирали новый состав и тренировались на базе «Северного» на самолётах 871-го полка. Тогда жители города могли видеть настоящее шоу в небе почти каждый день.

В 1996 году с достаточно «свежих» Су-27 871-й полк пересадили на изрядно «поношенные» МиГ-29, а в 1998 году полк и вовсе расформировали. С тех пор ни один истребитель не прикрывает небо Смоленской области.

Последний, или как говорят лётчики, крайний военный борт был замечен мною на «Северном» в августе 2013 года, это был транспортный Ан-72 ВВС РФ.

«Танцы на костях». Археологи сделали сенсационную находку в самом центре Смоленска

Анна Новосельцева

Раскопки в самом разгаре, но уже понятно, что под землей сокрыта могила, которую искали два столетия.
В воскресенье, 7 июля, центр Смоленска буквально кипит: на Королевском бастионе в Лопатинском саду проходят масштабные археологические раскопки. Специалисты российско-французской экспедиции ищут могилу наполеоновского генерала Гюдена и, судя по всему, весьма успешно — из-под земли уже показались стенки гроба.Близкий друг и любимец Наполеона I Сезар Шарль Этьен Гюден де ла Саблоньер участвовал в Смоленском сражении 1812 года. В ходе битвы при Валутиной Горе 19 августа (по новому стил

...

«Хуже немцев»: жители смоленской деревни умоляют чиновников не строить им дорогу

Анна Бахошко, Игорь Владимиров

Рабочие ровняют с землёй хозпостройки, рощу и сады ради многомиллионного автобана «в никуда».
— Идите яблочек наберите — антоновка, хорошая яблонька — побольше берите, всё равно уничтожат! Дед, муж мой, яблоньку эту сажал. Умер уже. А теперь и деревце его умрёть, — дрожащим голосом причитает Тамара Нестеровна. Старушка то и дело утирает слезы. Стоит ей убрать израненную морщинами руку, как по лицу пробегает очередной соленый ручеек.Тамара Нестеровна — жительница деревни Грязенять, что в Рославльском районе Смоленской области. Прямо сейчас привычный ук

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх