«Крылья Родины»

Анатолий Четверяков
Смоленск-Северный, борт №1, Ту-154

Культура

Аэродром «Смоленск-Северный» закрыт. Авиакомендатура, обеспечивающая его деятельность, расформирована, радио- и светотехническое оборудование демонтировано, стоянки опустели.

Аэродром больше не является объектом Министерства обороны. Винить в этом кого-либо бессмысленно, это современные тенденции. Все авиационные державы сейчас сокращают свою военную аэродромную сеть, доставшуюся в наследство от Холодной войны. Это происходит и в Германии, и в Великобритании, и даже в США. Самолёты становятся современными, многофункциональными и очень дорогими, их количество сокращается, сокращается и количество авиабаз. К сожалению, «Северному» не повезло и, похоже, он уходит в историю, как и сотни других авиабаз по всему миру. Горевать из-за этого всё равно, что сокрушаться по поводу того, что по железным дорогам перестали ходить паровозы. Не стоит грезить и о том, что «Северный» станет международным аэропортом: во-первых, у смолян большого спроса на постоянные перевозки не будет, во-вторых, это очень далеко от Москвы, чтобы заинтересовать москвичей, и, в-третьих, затраты на его реконструкцию сравнимы со всем юбилейным бюджетом города, есть более актуальные направления для вложения таких сумм.

Смоленский аэродром стал известен на весь мир в 2010 году из-за трагических событий, произошедших на нём с самолётом Ту-154 польской высокопоставленной делегацией. Об этом сказано и пересказано уже достаточно, у нас сегодня другая история...

Когда точно аэродром появился в Заднепровье установить достаточно проблематично. Произошло это где-то в 20-х годах прошлого столетия. Но уже в 30-е годы, когда Смоленск стал крупным стратегическим центром и столицей Западного военного округа, «Северный» стал одним из самых современных и крупных аэродромов СССР, здесь базировалось несколько авиаполков и авиаремонтные мастерские, которые впоследствии стали Смоленским авиационным заводом. В те времена весь Смоленск представлял собой огромную военную базу, а проходившие тут военные парады с участием и авиационных соединений не уступали по своей масштабности парадам в Москве.

После раздела Польши и переноса границ Советского Союза Смоленск потерял статус приграничного города, и большая часть военной техники была перемещена на запад, к границе с Германией. В этих условиях аэродром был перепрофилирован под другие задачи.

В 1940 году на аэродром в Смоленск был направлен «личный пилот Сталина» Александр Голованов для формирования здесь первого в стране дальнего бомбардировочного авиаполка. Личный состав набирался из опытнейших лётчиков страны, хорошо владеющих элементами «слепого» полета и знакомых со средствами радиолокации. Основная задача — нанесение мощных бомбовых ударов по глубоким тылам противника. В 1941 году полк под номером 212 был окончательно сформирован. В то время на аэродроме уже были построены 2 бетонные взлётно-посадочные полосы, которые, кстати, располагались совсем не так, как сейчас, а были направлены под углом друг к другу и ориентированы к центру города. Сейчас на месте этих полос располагаются дачные участки и гаражи.

В том же году полку пришлось выполнять реальные боевые задачи по своему прямому предназначению. Начиная с 22 июня, лётчики полка совершали налёты на крупные промышленные центры Германии. Потери были колоссальные, в начале июля полк покинул Смоленск, а в конце июля немецкие войска заняли аэродром и активно использовали его на протяжении всего периода оккупации Смоленска. Немцы удлинили взлётные полосы и модернизировали всю инфраструктуру аэродрома.

13 марта 1943 года на «Северном» приземлился самолёт с Адольфом Гитлером, он прибыл в Смоленск с однодневным визитом для проведения совещания в штабе группы армий «Центр», который располагался в Красном бору. Здесь на Гитлера была совершена очередная неудачная попытка покушения: офицеры штаба, участвовавшие в заговоре, передали на борт личного самолёта фюрера «Кондор» 2 бомбы, замаскированные под бутылки коньяка, но взрывной механизм не сработал, Гитлер остался жив, а аэродрому «Северный» не удалось стать местом, где изменился ход мировой истории.

После сентября 1943 года аэродром использовался советскими ВВС, однако сам он и расположенные рядом авиационные мастерские были значительно повреждены. Только в 1946 году после восстановления на аэродроме появились части постоянного базирования.

В мае 1946 была сформирована 46-я Воздушной Армии Верховного Главнокомандования Стратегического Назначения, штаб которой размещался в городе Смоленске до ее расформирования в октябре 1994 года. Армия была самым крупным в мировой истории соединением дальних бомбардировщиков и ракетоносцев, оснащённых ядерным оружием. Сегодня все части и соединения Дальней авиации России примерно в 10 раз уступают по численности той армии. Бомбардировщики 46-й армии в Смоленске никогда не базировались. Но для обеспечения работы штаба на аэродроме Смоленск-Северный был создан 103-й транспортный авиационный полк, который базировался в Смоленске на протяжении 63 лет до своего расформирования в 2009 году. В 1994 году он был передан из состава дальней авиации в военно-транспортную. Полк принимал участие в «Пражской весне» (1968 год), войне в Афганистане (1980-1989), первой и второй чеченских войнах (1994-1996, 1999-2000) и «восьмидневной войне» в Грузии (2008). На вооружении стояли самолёты Ли-2 (с 1946), Ил-14 (с 1950), Ан-12 (с 1962), Ан-26 (с 1980), Ту-134 (с 1981), Ил-76 (с 1994).

Во время Великой Отечественной войны полк, на базе которого создавался 103-й транспортный, получил почётное наименование «Красносельский», а в его составе воевала знаменитая Валентина Гризодубова. В середине 2000-х три Ил-76М из состава полка получили имена собственные «Город-герой Смоленск», «Валентина Гризодубова» и «Красносельский».

В 1999 году один бомбардировщик Ту-95МС с Дальнего востока также получил имя «Смоленск», торжественная церемония также прошла на аэродроме «Смоленск-Северный». С этим именем самолёт летает до сих пор. При этом на его «перехват» в нейтральных водах постоянно поднимаются американские и японские лётчики и видят на борту «нарушителя» название города, расположенного в 10 тысячах километрах от Тихого океана.

В 2009 году 103-й полк был расформирован, самолёты с достаточным ресурсом были переданы другим авиабазам, часть была сдана на металлолом. Несколько наполовину разобранных Ил-76 и Ан-12 некоторое время продолжали стоять на «Северном», сейчас нет и их.

Кроме транспортников, на «Северном» почти 50 лет базировались и истребители. В 1951 году в рамках создания противовоздушной обороны столицы в Смоленске начал базироваться 401-й истребительный полк, вооруженный перехватчиками. Сначала это были МиГ-15, потом Миг-17, затем МиГ-19 и, наконец, МиГ-23. Для скоростных истребителей в 60-х годах была построена новая бетонная полоса, и аэродром принял тот вид, в котором мы его знаем сегодня. В 401-м полку в Смоленске служил в 50-х года и советский космонавт №3 — Андриян Николаев.

Один из МиГ-17 этого полка долгое время стоял в качестве памятника на территории военного городка на Покровке, но в 2013 году после расформирования авиакомендатуры «Северного» его перевезли на аэродром Мигалово под Тверью, ещё один самолёт этого полка — МиГ-23 до сих пор находится на территории аэродрома, будущее его туманно. Это последний самолёт на аэродроме.

Один из МиГ-17 этого полка долгое время стоял в качестве памятника на территории военного городка на Покровке, но в 2013 году после расформирования авиакомендатуры «Северного» его перевезли на аэродром Мигалово под Тверью, ещё один самолёт этого полка — МиГ-23 до сих пор находится на территории аэродрома, будущее его туманно. Это последний самолёт на аэродроме.

В 1991 году пала советская империя, закончилась и Холодная война, советские части и соединения из Восточной Европы начали в срочном порядке возвращать в Россию. В 1992 году из Польши на «Северный» были выведены 582-й полк на истребителях Су-27 и 871-й на истребителях МиГ-23. В тот момент на аэродроме базировалась 4 полка, почти 100 самолётов. Но это длилось не долго. 401-й, 582-й и 871-й полки были сведены в один 871-й на самолётах Су-27, все МиГ-23 отправили на базы хранения, где они потом и сгнили.

В 1992 году на «Северном» состоялось авиационное шоу, равных которому по размаху смоляне не видели ранее, и вряд ли когда-нибудь увидят. К 50-й годовщине образования полка «Нормандия-Неман», который воевал и на Смоленщине, своё мастерство над аэродромом показали две эскадрильи из Франции на самолётах MirageF.1 и Mirage 2000, а также российские асы из пилотажных групп «Русские Витязи», «Стрижи» и «Небесные гусары».

В 1995-1996 годах лётчики пилотажной группы «Русские Витязи» после потери четырёх пилотов в авиакатастрофе во Вьетнаме собирали новый состав и тренировались на базе «Северного» на самолётах 871-го полка. Тогда жители города могли видеть настоящее шоу в небе почти каждый день.

В 1996 году с достаточно «свежих» Су-27 871-й полк пересадили на изрядно «поношенные» МиГ-29, а в 1998 году полк и вовсе расформировали. С тех пор ни один истребитель не прикрывает небо Смоленской области.

Последний, или как говорят лётчики, крайний военный борт был замечен мною на «Северном» в августе 2013 года, это был транспортный Ан-72 ВВС РФ.

Российско-французская экспедиция впервые исследует Шеинов бастион в Смоленске

Евген Гаврилов

Археологи в течение месяца будут работать на уникальном историческом объекте.
Появление археологов в историческом центре Смоленска — всегда событие. Любое изыскание в городе с тысячелетней историей непременно приводит к множеству уникальных находок. Шеинов бастион, где сегодня обосновалась русско-французская археологическая экспедиция — земляное укрепление XVII века, возведенное на месте бреши в городской крепости, образовавшейся во время польской интервенции. Ранее здесь стояла Грановитая башня, взорванная во время осады Смоленска войском Михаила Шеина. За последние

...

Тарантино отдыхает. Беглец из дома престарелых перерезал горло незнакомцу в Смоленской области

Мария Язикова

Свидетелями жестокой расправы стали случайные прохожие.
Огромная лужа крови и бездыханное тело с перерезанным горлом — вот что увидели жители Вязьмы Смоленской области на пешеходном переходе вчера вечером, 17 июня. Ужасающее зрелище, достойное фильмов Тарантино, ждало слабонервных прохожих на перекрёстке улиц Воинов-интернационалистов и Ленина.Как удалось выяснить журналистам Readovka, трагедия начала разворачиваться ещё в местном магазине в седьмом часу вечера. В очереди оказались двое незнакомцев: 43-летний вязьмич и 56-летний постояле

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Александр, нет,я в подвале рябовки,они забрали у меня паспорт и заставляют комментить их за еду,вызови полицию, пожалуйста

Илья Муромцев
Новости партнеров


наверх