Фильм «Стена» об осаде Смоленска: проблема отношений автора и зрителя

Анна Романова
Реадовка.ру разбиралась, почему мини-сериал в большинстве своём не понравился зрителю

Ночью с 4 на 5 ноября на телеканале «Россия 1» состоялся показ мини-сериала «Стена», который посвящён осаде Смоленска польским войском Сигизмунда III и героической борьбе смолян под руководством полководца Михаила Шеина. По крайней мере, все ждали от нового фильма именно этого — истории, ярких характеров героев и, конечно же, экшена. Впрочем, как сообщается в предисловии к книге министра культуры РФ Владимира Мединского, всё это есть в его первом романе «Стена», выпущенным в твёрдой стильной обложке в 2012 году.

«Стена» первичная

Тогда же роман был презентован в Смоленске — книгу хвалили, хотя к тому времени её мало кто читал, представляли вкупе с хорошими отзывами и называли, да и до сих пор называют, русским романом «Три мушкетёра», ведь в нём есть всё: и история, и приключения. Вот только если Дюма брал за основу персонажей и вымышленный сюжет, показывая события на фоне истории, то Мединский сделал всё наоборот: стержнем его романа выступила история, на которую «нанизывались» перипетии, герои, их характеры, а также диалоги.

Не удивительно, что шумиха от первого детища Мединского перекинулась на одноимённый фильм режиссёра Дмитрия Месхиева, а точнее мини-сериал, который снимали о Смоленске. Про кино писали много, в Интернете появлялись фотографии с места съёмок. Уже тогда в душу будущего зрителя запали сомнения: почему это фильм о Смоленске снимают в ПсковеДмитрий Месхиев: "Смоленская крепость закатана в асфальт"Псков в роли Смоленска, депутат в роли палача, героический Серебряков и другие новости со съемок экранизации "православного Дэна Брауна"? Всё объяснилиФильм Месхиева про осаду Смоленска растянется на 4 серииРоман Мединского для кино адаптировала сценарист "Улиц разбитых фонарей", разжевали, и вроде претензий никаких не осталось.

Больше всего фильм ждали жители Смоленска, ведь всегда интересно посмотреть, как представляются события, которые проходили в родном городе несколько сотен лет назад. И вот дождались — мини-сериал вышел на экраны, однако вместо ярких и восторженных отзывов кинолента обзавелась одним негативом, поливали грязью практически всё: от автора одноимённой книги, так сказать, первоисточника фильма, до телезрителей и псевдо-историков из Интернета.

«Стена» внешняя

Чем же так не угодила «Стена»? Самым частым и самым очевидным комментарием зрителя является банальное «скучно». Действительно, фильм рассчитан на 2,5 часа, для удобства разбит на серии, но если смотреть без пауз, как полноценное кино, будет очень неинтересно. Действие движется медленно, из-за большого количества героев требуется раскрыть характер каждого из них. Поэтому внешне насыщенный сюжет — с героями постоянно что-то происходит, они сталкиваются друг с другом, взаимодействуют и вступают в беседы — выглядит затянутым. Зритель ждёт, когда же уже экшен, где те самые обещанные баталии?

Хочется разочаровать тех, кто ждёт именно блокбастера: «Стена» апеллирует к другим темам и завязана больше на приключениях, что и указано в жанрах фильма. Большинство взрывов и убийств помещены в конце ленты и рассчитаны буквально на несколько минут. Уже на этом этапе начинается бурление зрительского недовольства — ждали исторических битв, сильных персонажей и героических смертей смоленских воинов, а получили по сути болтовню, интриги, довольно хиленькие, которые представили в виде детективной истории.

Ну вот, например, один из главных героев фильма, молодой служащий посольского приказа Григорий Колдырев, через которого зритель знакомится с другими персонажами, как-то совершенно случайно узнаёт о сокровищах, которые зарыты около Смоленской стены и которые очень хочет заполучить недруг. Колдырев пытается вместе со своими случайными друзьями, с людьми, с которыми он познакомился по воле случая, распутать загадки и тайны, связанные то ли с этими самыми сокровищами, то ли с будущей осадой Смоленска, то ли с «засланным казачком», предателем, который затесался в окружение полководца Шеина, намеренного отстоять Смоленск у неприятеля.

«Стена» сериальная

Не знаю, хорошо это или плохо, но «Стена» Месхиева обращается к заветам Проппа, исследователя волшебной сказки. Здесь используется и переодевания героя, и факт письма, как свидетельства, и преследования героя, его обличение, возвращение его реальной фигуры, которую принимают все персонажи как настоящую, и так далее. Используются даже всем знакомые архетипы: сильный воин (Шеин), девушка-боец (дочь Шеина), Ванечка Дурачок (Алёша), наставник (старец Савватий), предатель и так далее.

В сюжете прослеживаются привычные перипетии, расследование запутанного дела ведётся размеренно и очень понятно. Всё это мы тысячу раз видели в других российских фильмах, вплоть до противостояния героя и его антагониста.

Все отношения персонажей настолько ясно прописаны, не остаётся сомнений: фильм «Стена» — это самый обыкновенный русский сериал в небольшом формате, каких показывают на телеканале «Россия 1» каждый божий день. Вот только фильм не о любви, не о карьере, не о женской долюшке, не о поиске счастья, он обо всём этом вместе взятом, вот только показанном на фоне истории и, в изначальном замысле, для истории. И здесь влияние волшебной сказки и детективного романа не является выходом за рамки, а наоборот совмещается, чтобы вызвать максимальный отклик у зрителя. Но увы и ах.

«Стена» историческая

Признаться, с историей у режиссёра тоже не задалось. Тут уж камнями Месхиева забросали все, кому не лень. Даже Мединский отказался от этого фильма, так ему не понравилась псевдоисторичность, особенно министра культуры задела финальная битва «не по канонам».


«Я ко многому был готов. Но увидеть при штурме наисовременнейшей на тот момент времени крепости древнеримские катапульты и требушеты — к этому жизнь меня не готовила. Примерно также нелепо выглядели бы немцы в 1941 г., вооруженные копьями и луками», — комментирует Сергей Амелин в «ВКонтакте».


«Я всё-таки как-то по-другому осаду города представлял. Оказывается, можно без войск обойтись. Причём, с обеих сторон», — добавляет Сергей Амелин в соцсети Facebook.


«Древнеримская классическая катапульта. Какая прелесть», — отмечает Вадим Гасанов.


Проблемы были и с персонажами. Зрители разделились на два лагеря: те, кому образ Шеина в лице актёра Алексея Серебрякова приглянулся, и те, кого образ раздражал. Первые называли игру Серебрякова чуть ли единственным плюсом фильма, вторые — покусились даже на облик персонажа.


«В общем, интересен только сам Шеин, ибо исполнен дюже хорошо», — комментирует Светлана Смолякова в «ВКонтакте».


«Вообще такое чувство, что изначально персонаж Серебрякова прописывали как полублаженного и поведением, и одеждой. Затем переписали в варлорда, но переодевать не стали, а играть повелели как прежде», — иронизирует Игорь Николаев в Facebook.


«Стена» схематичная

Однако стоит помнить, хоть фильм и вышел с подписью «по мотивам романа „Стена“ Мединского», он является её отражением. Попробуем составить простую схему, которая позволит понять этот, прости господи, исторический мини-сериал. Базисом фильма выступает история, как основа сюжета, она влияет на выбор персонажей, костюмов и языка общения героев и так далее. На пласту истории расположилась книга Мединского «Стена», как мы писали до этого, за основу берутся именно реальные события, а уже потом на них «нанизывают» характеры и действия героев. И уже на основе романа создаётся одноимённый мини-сериал, который демонстрируется по телеканалу и вызывает отклик у зрителя.

Такая, можно сказать, пирамида «Стены» строится таким образом, что нарушение каждой нижней части ведёт к нарушению стоящей над ней. Вспомним роман Мединского, о его презентации, о хвалебных отзывах. На деле критика оказалась не такой уж односторонней, и творение понравилось совершенно не всем. Если за художественность и интерес писали только в понятиях «хорошо», «понравилось», «прочитал взахлёб», то по исторической части, что Мединскому, как исследователю, должно было очень не понравится, присутствовали претензии.


«С большим интересом прочитал историко-приключенческий роман Владимира Мединского „Стена“. Лихо закрученная интрига, много любопытных исторических фактов, яркое описание героической двадцатимесячной обороны Смоленска — всё держит читателя в напряжении до самого конца книги. Будучи уроженцем Смоленска, читал я роман довольно придирчиво и не мог не отметить многочисленные несообразности и неточности. Вот некоторые из них: 1) „Тридцать восемь могучих башен… венчали стену длиною в шесть с половиной верст“. Фактическая длина стены равна примерно 6,5 км. Автор указывает протяженность версты на то время в 2132 м. Следовательно, длина стены должна быть чуть более 3 вёрст.

2) „Дальше они пробирались, прячась под выступающим каменным карнизом, местами прижимаясь к стене всем телом…“. Никакого карниза на крепостной стене не было и нет. Видимо, имеется в виду идущий понизу декоративный белокаменный валик, полукруглый в разрезе и выступающий из стены на 10 см. Под таким не спрячешься», — поясняет пользователь Петрович на сайте Labirint.ru



«Господин Мединский и его фанаты, что если я вам скажу, что в девятом веке не было Новгородской Торговой Республики? Что если я вам скажу, что викинги, варяги и норманы — это три абсолютно разных термина? Что если я скажу, что в Средние века не было Инквизиции, а ввели её в середине 15-го века? […] Да к чёртовой матери! По каждому предложению этой книжонки можно поставить автору диагноз и сказать о его уровне образования. Каждый второй исторический факт неверен», — пишет пользователь kim_the_alien на сайте Livelib.ru.


«Стена» итоговая

Если к историческим фактам и первой ступени пирамиды нет никаких нареканий, то центр схемы находится в неустойчивом положении, то есть сам роман, по мотивам которого сняли фильм, был не идеален. Делать кино по книге «Стена» было довольно рискованно, чтобы не нахватать негативных отзывов, следовало сконцентрироваться на плюсах романа: использовать динамику, спецэффекты, всё то, что так любит современный зритель.

Попытка отойти от блокбастера [а ведь «Батальонъ» Месхиева был не так уж и плох, а многим очень даже понравился — прим. ред.] была, наверное, одной из главных ошибок режиссёра, следовало делать то, что умеешь. Заполнять мини-сериал бессмысленными диалогами стало не лучшим решением и только затянуло всё действие. Этого телевизионный зритель простить режиссёру не смог: лучшая часть книги, которая привлекла практически всех читателей — это увлекательная история, стремительность сюжета — была не реализована в фильме.

Была попытка обратиться к детективу, к приключениям, но вышло как-то неумело. Даже если брать во внимание, что таких сериалов снимают часто и показывают по ТВ часто, пристальное внимание к проекту усугубило ситуацию, поэтому кино у зрителя не прошло. Нарушились отношения между снимающим и смотрящим, точнее сказать, связи не образовалось, не срослось.

Понять недовольных любителей истории тоже можно. И здесь Месхиев вновь теряет доверие зрителя: ведь была возможность обратиться к истории, именно к реальным событиям, реальным героям, показать драму, боль и скрежет орудий, реабилитировать сюжет книги в историческом её контексте. Но не вышло. От эпохи Смуты остались только качественные костюмы, хоть и на том спасибо.

Для тех, кто ещё не смотрел фильм, но собирается, наш совет: лучше пересмотрите или посмотрите в первый раз добрый мультфильмПочему каждый смолянин обязан посмотреть фильм "Крепость"Пожалуй, лучшее кино о нашем городе с художественной точки зрения «Крепость: щитом и мечом». Сюжет повествует о тех же событиях, об осаде Смоленска польским войском. Это хорошее семейное кино, да и с приключениями там всё в порядке.

Елизавета Германова: «Когда что-то особенно впечатляет, надо бросать все дела и браться за работу»

Елена Бородина

Readovka.ru пообщалась с талантливой смоленской художницей и педагогом.
3 апреля 2017 года в Смоленске завершилась выставка Елизаветы Германовой, проходившая с 25 декабря 2016 года. Были представлены живописные и графические работы, имеющие особое значение для автора, и наиболее полно отражающие ее индивидуальный стиль.«Я решила показать тринадцать работ, написанных за последние десять лет. Вдохновение было рядом постоянно — живая натура, натюрморты, зачастую спонтанные, «на тему» того, что происходило здесь и сей

...

«Не будешь со мной — не будешь ни с кем!»

Оксана Сойко

Наркологический роман закончился в стенах медучреждения.
Об этой жутковатой истории до сих пор помнят сотрудники наркодиспансера на Большой Краснофлотской в Смоленске. На их глазах начинался роман между двумя пациентами, и на их же глазах он и закончился — страшно, кроваво, прямо в палате. Эту драму пересказывают на все лады. В этом материале — подробности, взятые из материалов уголовного дела.«Жалко, что сейчас не 90-е»

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Там всем охота разогнаться... Не гоните ребята,пожалейте своих детей и матерей!

Денис Гуртиев
Новости партнеров


наверх