В Смоленск привезли первого русского номинанта на «Оскар»

Евген Гаврилов
Выставка картин и эскизов Георгия Кошелева обновила экспозицию КВЦ им. Тенишевых

Земля наша за последний век подарила миру столько талантливых людей, что и десятой части не упомнишь. Однако, в искусстве есть такие сферы деятельности, где в принципе очень и очень многие мастера остаются за кадром. К таковым можно отнести и кино — актеры, разумеется, узнаются миллионами в лицо, ведь они на переднем плане. Лица режиссера и продюсера, в принципе, для известных картин тоже узнаваемы у публики. Что же касается «бойцов невидимого фронта» — декораторов, иллюстраторов, костюмеров... признайтесь честно, хотя бы одно имя у вас на слуху?

Выставка памяти Г. Г. Кошелева, что открылась накануне в Культурно-выставочном центре им. Тенишевых, собственно, и призвана восполнить хотя бы один из этих пробелов. Георгий Георгиевич не наш земляк — родился он в Москве, где и прожил большую часть жизни. Но со Смоленском его судьбу прочно связал мир кино.

Занимавшийся к тому времени уже не малый срок живописью, художник в 1961 году попал на «Мосфильм», и сходу — «на бал». Кошелеву посчастливилось оказаться в числе специалистов, работающих над фильмом Бондарчука старшего «Война и мир». Широкую известность в узких кругах, по сути, эта работа Георгию Георгиевичу и принесла.

Оно и понятно — реалии того времени не предусматривали на съемочной площадке никаких «зеленых экранов», а все спецэффекты заключались в использовании бутафории и пиротехники. Сейчас уже сложно представить себе, как Георгий Кошелев вместе с остальными членами съемочной группы вручную воссоздавали декорации старой Москвы, проектировали, рисовали и возводили специально ради нескольких минут на экране мосты и укрепления, закрывали телеграфные столбы искусственно посаженными деревьями.

Именно здесь совместная история Смоленщины и Кошелева берет свое начало — ведь сцена Бородинского сражения снималась под Дорогобужем (изначально хотели использовать реальное Бородино, однако, мемориальный комплекс очень мешал в кадре).

Чтобы вы представляли, насколько кропотливой тогда была работа над подобными киноэпопеями, вот один из примеров со съемок: батарея Раевского должна была располагаться перед ржаным полем, а вместо него был высажен горох. Спелую рожь киношники несколько недель высаживали вручную на площади два гектара!

Старания Бондарчука и компании были отмечены по достоинству, а за вклад в киноиндустрию сам Кошелев был отмечен Американской академией киноискусств и наук. Между прочим, то была первая в истории номинация русского человека на премию «Оскар», да и номинация «Лучшая работа художника-постановщика» была учреждена тогда же.

Георгия Георгиевича до сих пор вспоминает добрым словом смоленское духовенство, т.к. во время подготовки к съемкам фильма «Судьба», художник изучал историю нашего Успенского собора, и в его запасниках обнаружил считавшийся ранее утраченным триптих, который сегодня украшает верхний фронтон собора.

Еще одной нитью, связывающей православную культуру и жизненный путь Кошелева, по праву считается его опыт в иконописи, примеры которого, к сожалению, в экспозицию выставки не попали — оригиналы находятся в Греции, Италии и некоторых российских монастырях, и, разумеется, никуда не вывозятся.

Кстати, сотрудникам КВЦ в монтаже выставки косвенно помог сам художник — для многих своих работ он создавал рамы своими руками, и лишь часть из них не дожила до наших дней и была заменена. Ручной труд легко объяснялся дефицитом — даже заслуженным художникам в советские годы краски, кисти и холсты выдавались по талонам, чего уж говорить о рамах!

Необычным было увлечение Георгия Кошелева — коллекционировать меню из советских ресторанов. Современники не придавали особого значения этой странности художника, однако, регулярно присылали ему «образцы» из своих командировок и путешествий. Теперь же, благодаря коллекции можно вспомнить цены 60-70-х годов прошлого столетия, сравнить меню советского общепита с современным. Смоленск, к слову, там тоже представлен — из ресторана «Россия» в 1976 году мастеру в подарок прислали «образец» меню.

В материале выше мы практически не останавливались непосредственно на описании картин художника, и это можно понять. Визуальное искусство сложно описать словами, гораздо важнее составить у зрителя представление о том, что это был за человек, чтобы уже через призму сформировавшегося образа творца наблюдать за его детищами. Ведь иначе и эскизы Сальвадора Дали можно назвать мазней, не зная, что за гений перед нами!

«Танцы на костях». Археологи сделали сенсационную находку в самом центре Смоленска

Анна Новосельцева

Раскопки в самом разгаре, но уже понятно, что под землей сокрыта могила, которую искали два столетия.
В воскресенье, 7 июля, центр Смоленска буквально кипит: на Королевском бастионе в Лопатинском саду проходят масштабные археологические раскопки. Специалисты российско-французской экспедиции ищут могилу наполеоновского генерала Гюдена и, судя по всему, весьма успешно — из-под земли уже показались стенки гроба.Близкий друг и любимец Наполеона I Сезар Шарль Этьен Гюден де ла Саблоньер участвовал в Смоленском сражении 1812 года. В ходе битвы при Валутиной Горе 19 августа (по новому стил

...

«Я воспитала убийцу». Смолянка винит 5-летнего сына в смерти 3-месячного братика

Анна Бахошко

Мы узнали подробности о семье и событиях, предшествовавших страшной трагедии.
В Смоленской области прогремела новость о трагической гибели грудного ребёнка в ярцевской молодой семье. Известно было лишь то, что кроха остался дома наедине с 5-летним братиком. Что произошло между детьми и где в это время находились родители, долго оставалось загадкой.В пресс-службе регионального СУ СК отказались не только раскрывать подробности случившегося, но и указывать статью, по которо

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх