«Миллиард пикселей» в Смоленске: торжество цифровой эстетики для искушенного зрителя

Яна Двоенко
Куратор, арт-критик и публицист Яна Двоенко — о новом выставочном проекте в КВЦ имени Тенишевых и о том, почему его стоит посетить

Куратор и художественный критик, культхроникер многих влиятельных отечественных изданий Арсений Штейнер совместно со смоленскими художниками Анной Зиминой и Дмитрием Зиминым выступили в роли организаторов и теоретиков нового выставочного проекта «Миллиард пикселей». На втором этаже культурно-выставочного центра собраны работы известных художников, экспериментаторов на поле новых медиа, уверенно повествующих от первого лица современного искусства на цифровом языке.

Около 30 работ в разных техниках и форматах составили яркую и неоднозначную для восприятия неподготовленного посетителя экспозицию. Потому я рекомендую перед первым, а быть может, очередным посещением «пикселей» подготовить и расширить душевный и интеллектуальный диапазон. Прежде всего, не мешало бы понимать, с каким медиумом имеешь дело на выставке, с помощью чего художник оказывает воздействие на зрителя. Исходя из названия, это понимание и является концепцией экспозиции.

Цифровое изображение относится к искусству так называемых «новых медиа», ориентированных на проблемы актуального визуального опыта. В отличие от классических видов искусства здесь автор стремится обнажить поле эксперимента, продемонстрировать глубину технической новации, смешения техник, поэтому стиль и образность уходят на второй план. Так, в стереокартинах знаменитого участника «фурмановских мастерских» московского художника Александра Захарова, работы которого находятся в ГМИИ им. Пушкина и любимы коллекционерами от Нью-Йорка до Берлина, зритель не сразу угадает подмену реалистической картинки фантастической. Лишь при детальном рассмотрении в мире стерео изображения обнаруживаются фантастические, сказочные персонажи.

Сам художник, как и большинство его соратников, увлекшихся в 70-е цифровыми экспериментами, говоря о своих картинах, акцентирует внимание как раз на визуальном восприятии:

«Из таких деталей и состоят мои работы. На них можно смотреть долго и каждый раз находить новые подробности. Именно так мы видели в детстве окружающий мир. Я пытаюсь расковырятьи максимально расширить пространство».

Смолянам посчастливится также увидеть работы мэтра художественного визионерства и первопроходца цифрового искусства Константина Худякова, работы которого в таком изобилии в одном выставочном зале не часто увидишь в столице. Мастер балансирует на грани 3D-моделирования и глитч-арта (основной особенностью которого является визуальное искажение, цифровые ошибки, помехи) и скромно считает компьютер продолжением своей руки как когда-то масляную кисть. Отсюда тщательная прорисовка, конструирование образов из множества деталей, составляющих целостное изображение.

Сразу на входе захватывает дух от представленной на «пикселях» части проекта «Уроки естественной истории», показанного ранее в Государственном Дарвиновском Музее мультимедиа-художником, скульптором Валентином Коржовым. Его постановочные фотографии одновременно пугают и притягивают своей «биологичностью» и натурализмом. Композиции, выстроенные из силиконовых скульптур и позирующих людей, можно назвать психобиологическими, исследующими границу между живым и мертвым. В работах легко угадываются отсылки к эволюционным теориям, библейским и классическим сюжетам, что делает их эпичными по своим масштабам, повествующими одну историю. Преследует желание прочитывать ее вновь и вновь.

Благодаря наличию в экспозиции работ петербургской арт-группы Doping-Pong выставка обязательна к посещению дизайнерам всех отраслей, фотографам и прочим визуалам. Известный философ и теоретик культуры Виктор Мазин назвал этих пионеров российского digital art «искусством, которое ласкает ваши глаза». Художники черпают образы из двух безграничных океанов: коммерческой рекламы и глянца, на выходе получая идеальное, доведенное до скрипа предельной чистоты, изображение. Принтография, стерео-варио печать, диджитал-арт — чем больше всматриваешься в произведения, тем глубже проникаешь в суть: перед нами виртуальная реальность и средства ее создания безграничны и ограниченны одновременно. Со временем глаз свыкается с гиперсовременностью произведений, а мозг улавливает уровень их технологичности. Наступает торжество цифровой эстетики! Подобные работы стоит рассматривать как цифровую живопись, поэтому советуем оставить себе побольше времени для знакомства с экспозицией.

От чего рекомендуем освободиться перед посещением выставки «Миллиард пикселей» — так это от необоснованного скепсиса по поводу ее актуальности. В 1964 году канадский философ и критик Маршал Маклюэн опубликовал свою знаменитую работу «Понимание медиа: внешние расширения человека», в которой не только предвосхитил наше замешательство по поводу цифрового искусства будущего, но и предложил стратегию его понимания, как способа продолжения собственных возможностей. Будьте спокойны: художники, представленные в проекте действительно имеют дело с современностью, и уже зарекомендовали себя в качестве мастеров.

Нет ничего удивительного в том, что настоящее время требует от нас постоянного расширения предпочтений в том числе и визуальных. Смотрение является не только эмпирическим процессом, но и умозрительным опытом. Чем больше ваша насмотренность, тем выше культура и приятнее последующее знакомство с современным искусством. Остается записать на подкорку, что современное искусство в отличие от технологий не размышляет, как кому-то угодить, а осваивает новые территории интуитивно, не делая из зрителя потребителя, а «фотографии — возможно, самые загадочные из всех предметов, создающих и уплотняющих окружение, которое мы оцениваем как современное» (Сьюзан Сонтаг).

Выставку можно будет посетить до 9 сентября в КВЦ им. Тенишевых.

Использованы материалы следующих авторов:

В Смоленск для соревнований приплыли корабли со всей России

Евген Гаврилов

Их еще можно застать на одном из водоемов.
Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток, Калининград — города-порты России, где жители привыкли видеть на горизонте величественные громады боевых кораблей. Где даже рестораны и ночные клубы устраивают на палубах бывших фрегатов и корветов. Смоленск — хоть и стоит на реке, но давно уже не судоходен. Даже речной трамвай «Смоляночка» вот уже несколько лет как прекратил свои рейсы вдоль набережной. Но это не помешало 24 сентября на водной глади одного из наших водоемов засверк

...

Детская республика внутри взрослого региона

Евген Гаврилов

Туристический клуб «Гамаюн» — исторический клад, спрятанный под плинтусом.
Вот оно как бывает — живешь с раннего детства в Смоленске, исходил уже, кажется, все закоулки, облазил каждый дом вдоль и поперек, а все равно остается место чему-то новому, доселе неизвестному. Таким вот нежданно-негаданным открытием стал для нас клуб «Гамаюн». Точнее даже не сам факт его существования — слышали о его существовании многие смоляне, а вот воочию богатейшая коллекция собранных его членами старинных предметов деревенского быта, археологических и этнографических

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх