Абстракция мать порядка, или Поэзия рассчётных аппаратов

Яна Двоенко
До 11 октября в Смоленске можно будет познакомиться с арт-проектом корифея отечественного концептуализма, смоленского поэта и художника Эдуарда Кулемина

С 1980-х автор объединяет в себе 2 мощных творческих поля: поэтическое и визуальное, сплавляя все в единый эксперимент. В рамках проекта представлены работы в актуальных для современного искусства техниках, одни из которых давно получили широкое распространение — медиапоэзия, видео, принтография, инсталляция, другие — глитч и гиф-арт — только начинают исследоваться художниками. Очевидно, что автора проекта привлекают жанры на стыке литературы и новых медиа.

Выставка (подробный фоторепортаж с её открытия — по ссылкеИскусство кассового чекаСмоленский поэт Эдуард Кулемин представил свой творческий проект) воспринимается как одно большое произведение, над которым художник работал в течение нескольких лет. Все техники от видео-арта до коллажей с асемическими письменами подчинены единой художественной задаче — обретение порядка через хаос. Творчество Кулемина, пребывающее на грани концептуализма и абстракционизма, по сути своей перформативно, а его высказывания независимо от медиума — поэтичны. Произнесение, момент речи, письма и шире — транслирование — есть главная его особенность. Это сближает работы художника с литературой, но в случае с медиапоэзией происходит не сотворчество с воспринимающим, а захват зрительского диапазона, его апроприация.

Хотя в поэзии кассовых аппаратов нет завершенной авторской композиции, на которой держится абстракция, внутрення гармония ощущается во многом благодаря чувству жеста — зачеркивание, выделение, хаотичное, но кропотливое испещрение листов символами и знаками, из которых рождается порядок.

Накладывая слои асемического письма на самый главный (после денежного) знак экономики — кассовый чек, автор стирает границу не только между бытовым и сакральным, но и переводит в сферу искусства документ, подтверждающий договор купли-продажи, декодируя его. Мысль о сакрализации экономических символов высказывал теоретик концептуализма Борис Гройс: «Язык, к которому сегодня обычно прибегает общество, когда хочет поговорить о себе самом, — это язык денег. Деньги обеспечивают внутреннее единство нашего мира — функцию, ранее выполнявшуюся религией«*. Реальные чеки, предоставленные «AEblehaven», на глазах публики становятся артефактами.

Век назад художники запечатлевали ошибки природы и восприятия, сегодня, в эпоху digital humanities они фиксируют ошибки машины. Каждая работа глитч-арта является уникальной, и вопреки беньяминовской* гибели произведения искусства в угоду его технической воспроизводимости, демонстрирует обратное во взаимодействии человека и машины. Нарушение алгоритма, сбой в работе устройства не просто идеальная техника для современности с ее стремлением к систематичности и контролю, но и новая эстетика в визуальном отношении стремящаяся к выходу за рамки привычной образности в сторону интерактивности. Этим же запомнился вернисаж выставки, на котором художник представил свою авторскую стратегию, прочитал лекцию о новых медиа, презентовал книгу и позволил нести «чушь» посетителям «AEblehaven».

*Борис Гройс эссе «Язык денег»

*Вальтер Беньямин эссе «Произведе́ние иску́сства в эпо́ху его́ техни́ческой воспроизводи́мости»

Двенадцатая ночь для Метаморфоз

Евген Гаврилов

Смоленские музеи оживут после заката.
Традиции проведения Музейной ночи в конце весны накопили уже одиннадцать претворений в жизнь. Двенадцатая же ждет смолян уже на этой неделе. 19 мая Смоленский государственный музей-заповедник зовет горожан в гости на пять музейных площадок, где и развернется все культурное действо. Стоит ли ждать особых сюрпризов? Честно говоря, не знаем. Опыт прошлых лет подсказывает, что проще отключить все ожидания и просто наслаждаться действом, ловя каждый момент уникал

...

Arctic Trip - пять тысяч километров по северу России

Евген Гаврилов

Интервью-анонс совместного проекта фотографа-путешественника Никиты Ионова и Readovka.
XXI век подарил нам безумное множество полезностей и изобретений, существенно облегчающих жизнь. Но самое главное, поменялось мировоззрение человека — путешественниками теперь становятся не один на миллион, а едва ли не каждый второй к 30 годам может похвастаться парой десятков посещенных городов и стран. И тем интереснее выглядит негласное соревнование между покорителями отдаленных мест и экзотических уголков нашей планеты. Теперь не достаточно уже забраться на самую популярную горную верши

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Оо, была я в детстве в вышеуказанном лагере, до сих пор с ужасом вспоминаю. Умывальник на улице-ерунда. В туалет на улице в первые же пару дней кто-то из детей провалился. Во время тихого часа не разрешалось не только в туалет,но и глаза открывать, вожатая над всеми стояла и орала, а если кто-то плакал,что хочет в туалет,то ставила ведро напротив комнаты мальчиков и дверь открывала. Ещё пластыри в картошке особенно" весело" было находить)) звонить домой запрещалось строжайше.

Ольга Ларионова
Новости партнеров


наверх