Абстракция мать порядка, или Поэзия рассчётных аппаратов

Яна Двоенко
До 11 октября в Смоленске можно будет познакомиться с арт-проектом корифея отечественного концептуализма, смоленского поэта и художника Эдуарда Кулемина

С 1980-х автор объединяет в себе 2 мощных творческих поля: поэтическое и визуальное, сплавляя все в единый эксперимент. В рамках проекта представлены работы в актуальных для современного искусства техниках, одни из которых давно получили широкое распространение — медиапоэзия, видео, принтография, инсталляция, другие — глитч и гиф-арт — только начинают исследоваться художниками. Очевидно, что автора проекта привлекают жанры на стыке литературы и новых медиа.

Выставка (подробный фоторепортаж с её открытия — по ссылкеИскусство кассового чекаСмоленский поэт Эдуард Кулемин представил свой творческий проект) воспринимается как одно большое произведение, над которым художник работал в течение нескольких лет. Все техники от видео-арта до коллажей с асемическими письменами подчинены единой художественной задаче — обретение порядка через хаос. Творчество Кулемина, пребывающее на грани концептуализма и абстракционизма, по сути своей перформативно, а его высказывания независимо от медиума — поэтичны. Произнесение, момент речи, письма и шире — транслирование — есть главная его особенность. Это сближает работы художника с литературой, но в случае с медиапоэзией происходит не сотворчество с воспринимающим, а захват зрительского диапазона, его апроприация.

Хотя в поэзии кассовых аппаратов нет завершенной авторской композиции, на которой держится абстракция, внутрення гармония ощущается во многом благодаря чувству жеста — зачеркивание, выделение, хаотичное, но кропотливое испещрение листов символами и знаками, из которых рождается порядок.

Накладывая слои асемического письма на самый главный (после денежного) знак экономики — кассовый чек, автор стирает границу не только между бытовым и сакральным, но и переводит в сферу искусства документ, подтверждающий договор купли-продажи, декодируя его. Мысль о сакрализации экономических символов высказывал теоретик концептуализма Борис Гройс: «Язык, к которому сегодня обычно прибегает общество, когда хочет поговорить о себе самом, — это язык денег. Деньги обеспечивают внутреннее единство нашего мира — функцию, ранее выполнявшуюся религией«*. Реальные чеки, предоставленные «AEblehaven», на глазах публики становятся артефактами.

Век назад художники запечатлевали ошибки природы и восприятия, сегодня, в эпоху digital humanities они фиксируют ошибки машины. Каждая работа глитч-арта является уникальной, и вопреки беньяминовской* гибели произведения искусства в угоду его технической воспроизводимости, демонстрирует обратное во взаимодействии человека и машины. Нарушение алгоритма, сбой в работе устройства не просто идеальная техника для современности с ее стремлением к систематичности и контролю, но и новая эстетика в визуальном отношении стремящаяся к выходу за рамки привычной образности в сторону интерактивности. Этим же запомнился вернисаж выставки, на котором художник представил свою авторскую стратегию, прочитал лекцию о новых медиа, презентовал книгу и позволил нести «чушь» посетителям «AEblehaven».

*Борис Гройс эссе «Язык денег»

*Вальтер Беньямин эссе «Произведе́ние иску́сства в эпо́ху его́ техни́ческой воспроизводи́мости»

Разрядка в «Зарядье» от ритма мегаполиса

Евген Гаврилов

Заметки «однодневного» туриста о миллиардах, посаженных в землю.
Предвосхищая извечную фразу в комментариях «а при чем тут Смоленск», дадим понять сразу — ни при чем. Разве что данный материал расскажет жителям нашего города, любящим путешествовать в столицу, о том, стоит ли тратить время на распиаренный во всех московских СМИ проект общественного пространства — парк «Зарядье». Спойлеров будет много, поэтому пристегните ремни, мы влетаем в самую гущу 13 гектаров в сердце одного из самых дорогих городов мира.

...

Под Смоленском прогремел взрыв

Евген Гаврилов

Немецкая авиабомба «опоздала» с детонацией на 75 лет.
В нашей редакции камикадзе не держат, но когда ответственные лица во всеуслышание объявили — периметр безопасности два километра — руки опустились. Как же это, взрыв и не увидеть? Увидели. Хоть и немного иным способом. Но обо всем по порядку.Сообщение об обнаруженной взрывчатке поступило в РОВД еще 9 октября. Неподалеку от аэродрома Северный

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Бондаренкова мой президент! Каждому городу по реадовке! Даешь горящие пуканы 24/7!!!

Дмитрий Гусев
Новости партнеров


наверх