«Москва для фотографии - деревня поменьше Смоленска»

Евген Гаврилов
Столичный фотограф Саша Партизан о превратностях профессии при работе в мегаполисах

Столичные профи от мира фотографии нечасто жалуют своим визитом провинцию, вроде Смоленска. И тем ценнее каждая встреча с заезжим гостем, пусть даже он и целенаправленно предупреждает, что разговор будет не в привычном формате мастер-класса или воркшопа. Саша Партизан без малого 17 лет в профессии и за это время успел очень много раз «обжечься» на подводных камнях, запрятанных на дне фото-индустрии, о которых куда реже говорят мастера на встречах с учениками. Александр же сразу обозначил перед своими смоленскими коллегами, что разговор пойдет больше «за жизнь», пусть и с приставкой «фото». В основном речь шла о творческих деталях, понятных и интересных сугубо увлекающимся людям, а чтобы статья была интересной и тем, кто к фотографии имеет весьма отдаленное отношение, интервью у нас шло и на более приземленные темы, чем покупка «кинговских» трансмиттеров под десяток «райлабовских» октов.

В заголовок сегодняшнего диалога-встречи со смоленскими фотографами ты вынес фразу «цена ошибки». А она сильно отличается в большом городе и в маленьком, вроде Смоленска?

«На самом деле про Москву говорят даже чаще, что она большая деревня. Работающие в профессии все равно друг друга знают, либо напрямую, либо через третьи руки. А сарафанное радио работает везде. У нас даже сложнее получается с ошибками. Вот, например, приставал на съемке к модели в октябре — в Смоленске об этом в октябре же узнали, пошумели месяц, да и забыли. Или вовсе по душам заинтересованные лица поговорили и решили вопрос. А в столице в октябре пристал, в марте до всех докатился слушок, скандал, про причины которого ты уже и думать забыл, тебе не даст работать — либо жанр меняй, в котором снимаешь, либо вовсе уходи из фотографии».

Но все-таки как можно сравнивать с нами город, в котором явно больше, чем две освещенных ночью улицы? Нашел, грубо говоря, на улице клиента, отснял некрасивую красиво на каком-нибудь Арбате и радуйся жизни, клиентов много, мест еще больше.

«Специфика фотографии профессиональной не в том, чтобы некрасивую снять красиво, а показать ее с наиболее выгодной стороны. Чтобы узнавался человек, но при этом ракурс, поза, свет складывались в картинку, над которой каждый скажет — а в ней что-то есть, разглядел! Безусловно, по части локаций Москва выигрышнее, но ехать сюда только из-за многообразия подсвеченных улиц и домов нет смысла. Я тоже раньше думал, что вот есть у тебя локация, подгоняй под нее сюжет и будет счастье, а выходила лажа. Надо сперва полностью продумать съемку во всех деталях, а уже после искать, где и какими средствами ее реализовать».

Но и расстояния при этом больше, а фоточемодан весом 20 кг с собой особо из конца в конец МКАДа не потаскаешь!

«Для этого и надо продумывать наперед — знаешь, что и как будешь снимать, техники нужно минимум. А для повседневной жизни я вообще хочу купить самую простенькую камеру, „мыльницу“ с функцией „raw“ (несжатый формат изображения, облегчающий постобработку, — прим. авт). На определенном этапе развития ты понимаешь, что техника играет самую минимальную роль, все зависит от сюжета и пойманного момента. Увидел ты, как избушка на курьих ножках дорогу переходит, сфоткал хоть на телефон — у каждого челюсть отпадет!». Хотя, я думаю, рынок всех компактных камер скоро окончательно отомрет, даже «беззеркалок» (цифровые камеры топового сегмента, — прим. авт) — их функционал полностью возможно заменить камерой мобильного телефона. Тогда как «зеркалки» по своему принципу работы кардинально отличаются и смартфонам их никогда не догнать".

Но ведь качественных рывков сейчас в технике меньше, балом правит маркетинг — мегапиксели, больше мегапикселей! Народ клюет на циферки.

Есть хороший пример, с помощью которого можно охладить свой пыл в погоне за пикселями. Мой папа летчик и я часто спрашивал у него — почему в СМИ постоянно пишут, разбился «МИ-8», сгорел, взорвался, сломался, а все равно его зовут самым надежным вертолетом? Ответ банален и прост — их летает больше всего. А упадет на сто тысяч машин сто, это же явно лучше, чем на тысячу — 50? А в фототехнике этот пример работает как раз наоборот — чем больше напихано функций и тех же пикселей, тем больше есть чему ломаться.

А если представить, что сбылся кошмарный сон маркетолога и во всем мире остался только один вид объективов, выбор, что это за стекло, зависит от тебя.

«Даже думать долго не буду, однозначно „24-105“ (т.н. универсальный репортажный объектив с диапазоном охвата кадра от умеренно широкого до средней дальности зума, — прим. авт)! Пусть его многие ругают, но он выдает качественную картинку и его характеристики позволяют справиться с большинством задач — и концерт снять издали, и интерьер или архитектуру, и портрет. Да, картинка не такая пластичная, как у топовых „фиксов“ (объективы с фиксированным фокусным расстоянием, — прим. авт), но тут уже в дело обработка вступает. Сделать в фотошопе охват кадра шире ты не сможешь, а размыть фон или добавить резкости — пожалуйста. Есть стекла с большим диапазоном зума, но тут уже оптика свои коррективы вносит — у какого-нибудь „28-300″ картинка будет несоизмеримо хуже. Это как хотеть автомобиль, который сможет и 5 тонн груза перевезти и в легкую 300 км/час на пересеченной местности выдать. Так не бывает“.

А собирательством объективов не страдаешь? На иных коллег смотришь — 3-4 камеры, десятка полтора стекол и все мало.

„Я для себя сразу решил, что это все фетишизм. При выработке собственного почерка и достаточного уровня обработки ты можешь стилизовать картинку под любые цели и только профи сможет понять, что снято на такой-то объектив. Зрителю же все равно, ему важен смысл кадра и его общие визуальные составляющие“.

Какие можешь для себя выделить основные вехи в профессии, после которых прямо почувствовал — вырос?

„Я увлекаюсь поездами, люблю их снимать. И долгое время выкладывал работы на тематическом сайте с жесткой модерацией. И однажды поймал себя на мысли, что снимаю не так, как хочу сам, а с поправкой — чтобы понравилось модераторам, чтобы пропустили. Когда освободился от навязанного мнения — вздохнул свободно. Можно считать это первой вехой. Вторая — когда понял суть снимков. Кадру нужен сюжет, даже если это просто портрет. Портрет ради портрета делать быстро наскучит, а мимолетная улыбка, прищур, взгляд куда-то в сторону уже заставляет зрителя думать — зачем, почему, что там?“.

За столько лет в профессии сколькими стопками жестких дисков для отснятого материала обзавелся?

„Да нисколько их. Все достаточно компактно, я предпочитаю не складировать хлам, а работать в удовольствие и на портфолио. А последнее не должно быть большим. Только лучшее, только разноплановое, чтобы у клиента сразу возникало понимание твоих возможностей. А отснял ты свадьбу хорошую, душевную, но обычную, отдал фотографии, ну к чему хранить их, если не портфолийная? Так же и со старыми проектами, освоил новые методы обработки — не улучшай старое, лучше сними для них что-то свежее, со своим нынешним взглядом“.

Про собирательство и мании поговорили, проблемы обозначили, пора бы и совет в завершение дать?

Не покупайте с рук! Если есть возможность, купите попроще технику, но новую. Вы не знаете прошлое объектива — уронили его, трещин-сколов нет, снимает так же, а внутри уже деформация какая-то произошла, аукнется рано или поздно. К чему так рисковать, если, как уже говорил, техника вторична? Изучайте новое, растите и двигайтесь вперед и сами заметите прогресс. А сейчас, пожалуй, откланяюсь, хочется вечерний Смоленск посмотреть, очень давно хотел у вас побывать».

Истории, которые не идут в комплекте с путевкой

Евген Гаврилов

Смоленский путешественник о пользе поездок «дикарем» по Европе и миру.
Недаром говорят, что один день, проведенный вдали от дома по насыщенности новыми эмоциями и впечатлениями может поспорить с десятью годами жизни в родных четырех стенах. Роман Бут-Гусаим на собственном опыте любит доказывать, что путешествия — это один из столпов мироздания для людей, желающих провести отведенное нам время на полную катушку. И именно поездки, что называется, дикарем как нельзя лучше помогают узнать мир, познакомиться с людьми и их настоящей жизнью, вдали от прилизанных для т

...

«По Европе можно путешествовать не дороже, чем жить в Смоленске»

Евген Гаврилов

Организаторы фото-выставки «Маршрут построен» о секретах бюджетных приключений.
До VIII Международного кинофестиваля короткого метра «ArtShort» остается все меньше времени, а его отголоски уже вовсю развлекают смолян смежными видами искусства. Не так давно столичные поэтессы, приглашенные в город основателем фестиваля Стасом Старовойтовым, выступили с программой «Сны 17:34», а теперь настал черед традиционной уже фотовыставки в КВЦ им. Тенишев

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Ну с таким-то подходом к посыпанию тротуаров - неудивительно... К слову, это единственный песок в центре города (окрестности пл. Победы), который я сегодня днём вообще увидела. 😐

Северный Ветер
Новости партнеров


наверх