«Москва для фотографии - деревня поменьше Смоленска»

Евген Гаврилов
Столичный фотограф Саша Партизан о превратностях профессии при работе в мегаполисах

Столичные профи от мира фотографии нечасто жалуют своим визитом провинцию, вроде Смоленска. И тем ценнее каждая встреча с заезжим гостем, пусть даже он и целенаправленно предупреждает, что разговор будет не в привычном формате мастер-класса или воркшопа. Саша Партизан без малого 17 лет в профессии и за это время успел очень много раз «обжечься» на подводных камнях, запрятанных на дне фото-индустрии, о которых куда реже говорят мастера на встречах с учениками. Александр же сразу обозначил перед своими смоленскими коллегами, что разговор пойдет больше «за жизнь», пусть и с приставкой «фото». В основном речь шла о творческих деталях, понятных и интересных сугубо увлекающимся людям, а чтобы статья была интересной и тем, кто к фотографии имеет весьма отдаленное отношение, интервью у нас шло и на более приземленные темы, чем покупка «кинговских» трансмиттеров под десяток «райлабовских» октов.

В заголовок сегодняшнего диалога-встречи со смоленскими фотографами ты вынес фразу «цена ошибки». А она сильно отличается в большом городе и в маленьком, вроде Смоленска?

«На самом деле про Москву говорят даже чаще, что она большая деревня. Работающие в профессии все равно друг друга знают, либо напрямую, либо через третьи руки. А сарафанное радио работает везде. У нас даже сложнее получается с ошибками. Вот, например, приставал на съемке к модели в октябре — в Смоленске об этом в октябре же узнали, пошумели месяц, да и забыли. Или вовсе по душам заинтересованные лица поговорили и решили вопрос. А в столице в октябре пристал, в марте до всех докатился слушок, скандал, про причины которого ты уже и думать забыл, тебе не даст работать — либо жанр меняй, в котором снимаешь, либо вовсе уходи из фотографии».

Но все-таки как можно сравнивать с нами город, в котором явно больше, чем две освещенных ночью улицы? Нашел, грубо говоря, на улице клиента, отснял некрасивую красиво на каком-нибудь Арбате и радуйся жизни, клиентов много, мест еще больше.

«Специфика фотографии профессиональной не в том, чтобы некрасивую снять красиво, а показать ее с наиболее выгодной стороны. Чтобы узнавался человек, но при этом ракурс, поза, свет складывались в картинку, над которой каждый скажет — а в ней что-то есть, разглядел! Безусловно, по части локаций Москва выигрышнее, но ехать сюда только из-за многообразия подсвеченных улиц и домов нет смысла. Я тоже раньше думал, что вот есть у тебя локация, подгоняй под нее сюжет и будет счастье, а выходила лажа. Надо сперва полностью продумать съемку во всех деталях, а уже после искать, где и какими средствами ее реализовать».

Но и расстояния при этом больше, а фоточемодан весом 20 кг с собой особо из конца в конец МКАДа не потаскаешь!

«Для этого и надо продумывать наперед — знаешь, что и как будешь снимать, техники нужно минимум. А для повседневной жизни я вообще хочу купить самую простенькую камеру, „мыльницу“ с функцией „raw“ (несжатый формат изображения, облегчающий постобработку, — прим. авт). На определенном этапе развития ты понимаешь, что техника играет самую минимальную роль, все зависит от сюжета и пойманного момента. Увидел ты, как избушка на курьих ножках дорогу переходит, сфоткал хоть на телефон — у каждого челюсть отпадет!». Хотя, я думаю, рынок всех компактных камер скоро окончательно отомрет, даже «беззеркалок» (цифровые камеры топового сегмента, — прим. авт) — их функционал полностью возможно заменить камерой мобильного телефона. Тогда как «зеркалки» по своему принципу работы кардинально отличаются и смартфонам их никогда не догнать".

Но ведь качественных рывков сейчас в технике меньше, балом правит маркетинг — мегапиксели, больше мегапикселей! Народ клюет на циферки.

Есть хороший пример, с помощью которого можно охладить свой пыл в погоне за пикселями. Мой папа летчик и я часто спрашивал у него — почему в СМИ постоянно пишут, разбился «МИ-8», сгорел, взорвался, сломался, а все равно его зовут самым надежным вертолетом? Ответ банален и прост — их летает больше всего. А упадет на сто тысяч машин сто, это же явно лучше, чем на тысячу — 50? А в фототехнике этот пример работает как раз наоборот — чем больше напихано функций и тех же пикселей, тем больше есть чему ломаться.

А если представить, что сбылся кошмарный сон маркетолога и во всем мире остался только один вид объективов, выбор, что это за стекло, зависит от тебя.

«Даже думать долго не буду, однозначно „24-105“ (т.н. универсальный репортажный объектив с диапазоном охвата кадра от умеренно широкого до средней дальности зума, — прим. авт)! Пусть его многие ругают, но он выдает качественную картинку и его характеристики позволяют справиться с большинством задач — и концерт снять издали, и интерьер или архитектуру, и портрет. Да, картинка не такая пластичная, как у топовых „фиксов“ (объективы с фиксированным фокусным расстоянием, — прим. авт), но тут уже в дело обработка вступает. Сделать в фотошопе охват кадра шире ты не сможешь, а размыть фон или добавить резкости — пожалуйста. Есть стекла с большим диапазоном зума, но тут уже оптика свои коррективы вносит — у какого-нибудь „28-300″ картинка будет несоизмеримо хуже. Это как хотеть автомобиль, который сможет и 5 тонн груза перевезти и в легкую 300 км/час на пересеченной местности выдать. Так не бывает“.

А собирательством объективов не страдаешь? На иных коллег смотришь — 3-4 камеры, десятка полтора стекол и все мало.

„Я для себя сразу решил, что это все фетишизм. При выработке собственного почерка и достаточного уровня обработки ты можешь стилизовать картинку под любые цели и только профи сможет понять, что снято на такой-то объектив. Зрителю же все равно, ему важен смысл кадра и его общие визуальные составляющие“.

Какие можешь для себя выделить основные вехи в профессии, после которых прямо почувствовал — вырос?

„Я увлекаюсь поездами, люблю их снимать. И долгое время выкладывал работы на тематическом сайте с жесткой модерацией. И однажды поймал себя на мысли, что снимаю не так, как хочу сам, а с поправкой — чтобы понравилось модераторам, чтобы пропустили. Когда освободился от навязанного мнения — вздохнул свободно. Можно считать это первой вехой. Вторая — когда понял суть снимков. Кадру нужен сюжет, даже если это просто портрет. Портрет ради портрета делать быстро наскучит, а мимолетная улыбка, прищур, взгляд куда-то в сторону уже заставляет зрителя думать — зачем, почему, что там?“.

За столько лет в профессии сколькими стопками жестких дисков для отснятого материала обзавелся?

„Да нисколько их. Все достаточно компактно, я предпочитаю не складировать хлам, а работать в удовольствие и на портфолио. А последнее не должно быть большим. Только лучшее, только разноплановое, чтобы у клиента сразу возникало понимание твоих возможностей. А отснял ты свадьбу хорошую, душевную, но обычную, отдал фотографии, ну к чему хранить их, если не портфолийная? Так же и со старыми проектами, освоил новые методы обработки — не улучшай старое, лучше сними для них что-то свежее, со своим нынешним взглядом“.

Про собирательство и мании поговорили, проблемы обозначили, пора бы и совет в завершение дать?

Не покупайте с рук! Если есть возможность, купите попроще технику, но новую. Вы не знаете прошлое объектива — уронили его, трещин-сколов нет, снимает так же, а внутри уже деформация какая-то произошла, аукнется рано или поздно. К чему так рисковать, если, как уже говорил, техника вторична? Изучайте новое, растите и двигайтесь вперед и сами заметите прогресс. А сейчас, пожалуй, откланяюсь, хочется вечерний Смоленск посмотреть, очень давно хотел у вас побывать».

Использованы материалы следующих авторов:

В Смоленск для соревнований приплыли корабли со всей России

Евген Гаврилов

Их еще можно застать на одном из водоемов.
Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток, Калининград — города-порты России, где жители привыкли видеть на горизонте величественные громады боевых кораблей. Где даже рестораны и ночные клубы устраивают на палубах бывших фрегатов и корветов. Смоленск — хоть и стоит на реке, но давно уже не судоходен. Даже речной трамвай «Смоляночка» вот уже несколько лет как прекратил свои рейсы вдоль набережной. Но это не помешало 24 сентября на водной глади одного из наших водоемов засверк

...

«По Европе можно путешествовать не дороже, чем жить в Смоленске»

Евген Гаврилов

Организаторы фото-выставки «Маршрут построен» о секретах бюджетных приключений.
До VIII Международного кинофестиваля короткого метра «ArtShort» остается все меньше времени, а его отголоски уже вовсю развлекают смолян смежными видами искусства. Не так давно столичные поэтессы, приглашенные в город основателем фестиваля Стасом Старовойтовым, выступили с программой «Сны 17:34», а теперь настал черед традиционной уже фотовыставки в КВЦ им. Тенишев

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх