Гнездово: от каменного века до наших дней

Илья Тихонов
Откуда начинался город Смоленск

Накануне фестиваля в Гнездово Реадовка.ру встретилась с руководителем раскопок в Днепровской курганной группе Сергеем Зозулей.Значение Гнёздовских курганов невозможно переоценить для изучения славянской культуры. Это и 5 тысяч курганов, и уникальное место пересечения культур во времена образования нашего государства. Но обо всем по порядку...

Давным-давно, а если быть точнее, то еще в каменном веке, под нынешним Смоленском в районе Гнездово появились первые поселения. Место, где обнаружили следы обитания людей, относящиеся к данному периоду, находятся в 200-х метрах от памятника Гнёздовким курганам. Первые находки нашей эры относятся к IV-V векам. По мнению историка Евгения Шмидта, это были беженцы с Поднепровья. Потом гунны уничтожили это поселение.

Следующими жителями Смоленских земель по мнению многих историков стали балты. Было это в начале или середине VIII века н.э. Что происходило на этой местности дальше, точно пока не известно. Скоре всего, Гнездово стало котлом для многих культур. Достоверно известно одно: на стыке VIII и IX веков тут встретились славяне и скандинавы. Со стороны скандинавов это были викинги, выходцы из Средней Швеции. В это время викинги переживали настоящий подъём и успешно развивали торговлю с Византией и арабским халифатом через путь «Из варяг в греки». Из Балтики путь проходил через реку Западная Двина, далее по реке Каспля до озера Каспля, далее в речку Катынь, впадавшую в Днепр в районе городища Гнёздово. Со стороны славян предположительно здесь обосновались кривичи, которые в это время расселялись по территории современной Белоруссии и Смоленска.

Гнёздово становится центром крупной торговли. При раскопках погребений скандинавов тут было обнаружено больше, но и славянских немало. Жили они мирно, о чем свидетельствуют часто расположенные рядом погребения скандинавов и славян, хотя украшения скандинавов, которые в то время были более развиты, не в пример богаче.

Сергей Зозуля отмечает, что находки, обнаруженные тут, поистине уникальны — перечислить их все просто невозможно. За год группа археологов увозит под 1000 найденных предметов, причем это вещи со всего света, серебро и амфоры из Византии, шелк и украшения древних славян, множество бисера, оружие разных культур. Но бежать с металлоискателем не стоит, предупреждает археолог. Из всего перечисленного до наших дней доживают как правило кусочки размером не более пары миллиметров. Целые вещи находят крайне редко. Что касается самих курганов, то тут еще проще. В большинстве из них захоронены останки после кремирования или кусочки обожжённых костей. Так бы и развилось Гнездово до уровня Киева или Новгорода, если бы не развитие других торговых путей вместе с ослаблением натиска скандинавов. Раскопки говорят также случившемся здесь большом пожаре, в результате которого большая часть города была уничтожена. Чьих это рук дело, доподлинно сказать пока нельзя.

В 863 году появляется первое упоминание о Смоленске — в связи с призванием варягов на Русь: и вот «кривичи и их град Смоленск». Эта дата и стала точкой отсчета летоисчисления для нашего города. Предположительно после уничтожившего поселение в Гнездово пожара прошло несколько лет, прежде чем был основан Смоленск. Здесь мнения историков расходятся: некоторые считают, что Смоленск существовал задолго до 863 года, некоторые — что он был основан лишь после распада Гнёздова. Но все придерживаются теории, что основали город уже другие люди, преимущественно славяне, возможно при участии варяг. На данный момент точно не установлено, является ли Смоленск бывшим Гнёздовским торговым центром, либо же появился самостоятельно. Ученым-археологам еще предстоит это выяснить.

А дальше понеслось: 879 год, в Новгороде умирает Рюрик, и его «родимич» Олег из Ладоги по Днепру едет завоёвывать Киев, где в это время княжат другие варяги, Аскольд и Дир. По пути Олег в 882 году «присоединяет» Смоленск: «и приде Олегъ и прия Смоленскъ». И понеслось... Дальнейшая история города хорошо известна и практически не таит белых пятен.

Сейчас Гнездово является археологическим памятником и претендует на звание объекта под защитой Юнеско. Из обилия курганов доступно 1,5 тысячи, но даже при этом это крупнейший в мире памятник культуры. Неспроста интерес к Гнездовским курганам у европейских историков не ослабевает, каждый год сюда приезжают серьезные иностранные экспедиции.

Бич подобных мест — «черные копатели». Как отмечает Сергей, их набеги не прекращаются, однако в сравнении с 90-ми годами стали значительно реже. Всё же главная беда — это наши власти. На территории всего памятника продолжают строить дома, что очень осложняет работу археологов. Остается только надеяться, что разумность человека в этом случае победит, и Гнездово ещё откроет нам немало тайн.

Фото Марии и Евгения Шагаровых Репортаж с фестиваля исторической реконструкции и славянской культуры «Гнездово-2014»: как это было Гнездово-2014: вперед в прошлоеТрадиционный гнёздовский фестиваль исторической реконструкции прошёл 9 и 10 августа

Использованы материалы следующих авторов:

Я тебе позвоню из суздальской высотки

Евген Гаврилов

Самый звучный музей города-заповедника, которому нет и трех лет.
Представьте, что вы мэр города-музея, в котором что ни дом, то памятник культуры или архитектуры. Насколько сложно вам будет привносить что-то новое на подконтрольную территорию? Речь сегодня пойдет как раз про одну такую новинку, уникальную в своем роде.

...

Сказка на ночь. Почему нельзя доверять падению статистики по коронавирусу в России?

Катерина Смирная, Арсений Соколов

О том, как наша провинциальная медицина с китайской заразой боролась.
Привет, ридовчанин (если слышишь это обращение впервые, не пугайся — так мы называем своих читателей), это сотрудники Readovka — Катерина Смирная и Арсений Соколов. Мы двое в лоб столкнулись с российской медициной во время пандемии коронавируса, и пишем этот текст, потому что нам есть, что сказать.***Глубинный народ достаточно скептически относится

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх