Алексей Иванов: о скандалах, «выделенках» для общественного транспорта и частниках

Анна Бахошко
Интервью с начальником транспортного комитета

Деятельность комитета по транспорту и связи долгое время оставалась тайной, покрытой, как водится, мраком. У смолян копились вопросы, а ответов на них все не было. После череды скандальных публикаций «Реадовки.ру» председатель комитета Алексей Иванов решил ответить на все злободневные, а порой и скользкие вопросы — долой эффект отсутствия.

— Алексей Михайлович, расскажите немного о себе, своем образовании, опыте работы в транспортной сфере.

— Я смолянин, получил высшее техническое образование в военном вузе. После обучения служил в спецподразделении внутренних войск (сейчас Росгвардия). С 2008 года поступил на работу главным инженером в Автоколонну-1308. Отработал там, я считаю, с честью и достоинством 6 лет. Руководил трамвайным депо и в последующем исполнял обязанности директора МУТТП. А теперь, как вы понимаете, уже больше года руковожу комитетом по транспорту и связи.

— Начнем, пожалуй, с наиболее злободневной темы — новых неновых трамваев.

— Расскажу обо всем по порядку. Как и все смоляне, я хочу новые трамваи, но денег на них нет. Единственный выход для нас — столичные б/у вагоны. Мы один из немногих регионов,получивших эти трамваи. К слову, все они прошли капремонт еще в столице, а там в него вкладывается даже больше средств, чем у нас, поэтому ездить они будут еще очень долго.

— Почему цена за их доставку в Смоленск была завышена?

— Она не была завышена, ни в коем случае. 5 миллионов — это была начальная, максимальная цена контракта. Мы понимали, что она упадет в несколько раз. По всему ЦФО фирмы-перевозчики торговались, а это одни и те же люди. Снижение цены было просто вопросом времени. И вот она упала до 1,2 миллиона.

Вспомним 2016 год, когда Смоленск тоже получал вагоны бывшего употребления. Тогда мы получили 10 штук. Каждый из них стоил миллион, плюс 3 миллиона — доставка. Что мы видим сейчас? К нам едут бесплатные вагоны, и за доставку мы платим в итоге 1,2 миллиона рублей(посмотрите на Госзакупках). Хотя на рынке цены при этом выросли!

— Еще одна скользкая тема — 1,5 миллиона, исчезнувшие, когда вы занимали должность и.о. директора МУТТП.

— Я получил должность и.о. директора 22 декабря 2016 года. Злосчастный контракт был готов еще 16 числа, а 24 я его, можно сказать, посмертно подписал. К тому же все торопили — надо было успеть получить рельсы и согнуть их до весны. Кто ж знал, что питерская фирма «кинет»? Когда это стало понятно, я лично отправил все необходимые бумаги в УБЭП.

В настоящий момент идет расследование этого дела. Его усилено пытались замять, но я не дал. Благо, арбитражный суд принял решение о возмещении ущерба, причем с пеней. Расследованием непосредственно уголовного дела занимаются питерские следователи — фирма зарегистрирована в северной столице.

— Как обстоят дела с выделенной линией для трамваев?

— Я «за» так называемую выделенку всеми руками и ногами. Но построить ее стоит огромных денег. Если бы финансирование позволяло, мы бы это давно сделали. Единственный дешевый вариант — ограничительные столбики.

— Почему осенью 2017 года, когда на Пятницком путепроводе устанавливались те самые столбики, не было учтено необходимое расстояние для работы спецтехники?

— Действительно, осенью их пришлось демонтировать в связи с тем, что спецтехника не могла убирать снег. Сейчас мы нашли выход из этой ситуации: заниматься уборкой рельс будет само МУТТП. Тем более у предприятия сейчас на 1 спецвагон больше и собран он своими силами.

— Когда столбики вернутся на прежнее место, и ждать ли их появления где-то еще?

— Вернутся, этот процесс уже запущен. И появятся они не только на Пятницком путепроводе, но и в новых местах, но нужно время для внесения изменений в систему дорожных знаков.

— Где они могут появиться?

— В планах на Пятницком путепроводе, на улицах Фрунзе, 12 лет Октября и даже, возможно, на проспекте Гагарина.

— Появление столбиков и изменение разметки могут спровоцировать огромные пробки. На Покровке, например, по правилам, поворот и разворот обязательны с рельс. Как быть водителям?

— Столбики не провоцируют пробки, а дисциплинируют водителей. Также рекомендую чаще пользоваться общественным транспортом. Я сам на работу езжу на общественном транспорте и всем советую.

— А как обстоят дела с выделенной полосой для автобусов?

— Это огромный комплекс мероприятий. Я «за», но у нас хватит денег разве что на разметку, а этого мало. Как показал опыт столицы, водители будут свободно раскатывать по автобусной полосе, пока там не появятся камеры — иначе смысла не будет. А где их взять?

Тем не менее, работа в данном направлении все же ведется. Мы строим подобные планы на 2019 год.

— Вы упомянули об автомобилистах-нарушителях ПДД. К сожалению, такие персонажи попадаются и за рулем общественного транспорта. Как транспортный комитет воздействует на водителей, жестоко нарушающих ПДД?

— Если честно, предел компетенции у комитета очень маленький. Жесткое нарушение ПДД — это компетенция ГИБДД. Мы передаем документы, когда фиксируем резонансное или грубое непослушание. Но все, так сказать, «хозяева» маршрутов стараются сами наказывать водителя.

Вообще я с первых дней поставил условие: попадаетесь открыто (на дорожные камеры или в соцсети) — пеняйте на себя. Все нарушения из соцсетей с фото- или видеодоказательствами передаются непосредственно в организацию. Жесткое нарушение — увольнение водителя,нежесткое — дисциплинарное взыскание (выговор). И, что скрывать, у каждого перевозчика есть своя система штрафов. И она работает очень хорошо.

— А если нарушение мелкое, но водитель позволяет себе пренебрегать правилами дорожного движения систематически?

— У перевозчиков ведется своеобразный реестр водителей. Таким людям впоследствии будет сложно устроиться куда-либо. Город маленький, все всех знают — их попросту не возьмут на работу, потому что такой водитель принесет больше проблем, чем выручки.

— Очевидно, что состояние существенной части муниципального транспорта оставляет желать лучшего. Как вы с этим боретесь?

— Собственно, ожидая этот вопрос, я и решил показать вам цех капремонта. Самый перспективный, на мой взгляд, — электротранспорт. После капремонта вагон может проходить еще полсрока — 8 лет. К тому же вспомним вышеупомянутые московские трамваи — так и боремся.

— 1 апреля загорелся троллейбус №2 в районе улицы Рыленкова. Почему?

— Это было не возгорание. На ул. Румянцева в связи с погодными условиями образовалась огромная лужа. Когда вода попадает на тяговый электродвигатель (он как раз снизу), начинается задымление, это, в общем-то, не приятное, но обычное дело.

Водитель понимал, что ничего страшного не произошло, но всех пассажиров удалил из салона — это правило техники безопасности. Когда проблема была устранена, он продолжил работать.

— В час-пик из-за нехватки транспорта люди едут домой/на работу в переполненном транспорте. Во многом это связано с тем, что водители автобусов ждут, когда салон заполнится до отказа еще на конечной остановке. На это можно повлиять? К примеру, 27-й маршрут.

— Я услышал вас. Мы занимаемся этой проблемой. В понедельник мы устроим проверку на 27 маршруте в течение всей недели. При проведении конкурсов мы планировали подключить частных перевозчиков к региональной системе ГЛОНАСС, но прокуратура не дала нам это сделать. Отследить их в онлайн-режиме не выходит. Поэтому мы реагируем на разовые замечания, причем с удовольствием.

Частник вынужден подстраиваться под муниципалов. Но у них не всегда получается. Отсюда — сбои, но на ситуацию повлияем.

— С чем связаны постоянные сходы с маршрутов водителей-частников?

— У частников есть свой нецентрализованный ГЛОНАСС. Но на деле им самим не выгодно сходить — это их деньги. За невыезд на дежурство есть четкая система штрафов. Нежелание поработать 30 минут выливается в необходимость поработать усиленнее 2-3 дня, чтоб оплатить штраф. Если видите подобное, то сообщайте — накажем.

Скорее так могут поступать муниципалы, которые в любом случае получат свою зарплату.

— Чем обусловлено появление частных маршрутов, дублирующих муниципальные?

— Это длится уже как минимум с 2002 года. Не хватает своих сил. Например, в Коломне нет частника. Но туда его не пустили в принципе еще в 1990-х. Муниципальный транспорт там единственный перевозчик, а это расслабляет, вопрос капремонта даже не затрагивается... Но у них и тариф 50 рублей.

Рассмотрим ситуацию на примере маршрута №22. «Автоколонна» его не вывозила — пустили маршрут №56. Если 22-й сможет обеспечить смолян необходимым количеством транспорта — я буду только рад. Мне нужно 180 дней, чтобы уведомить частника и попрощаться с ним. Другой вопрос, что «Автоколонна» пока не может этого себе позволить, а пассажир страдать не должен — отсюда и дублирование.

— Но ведь технику можно купить. Это быстро окупится: тот же 22 — очень прибыльный маршрут.

Собственно, сейчас мы как раз располагаем планами купить 5 новых автобусов в «Автоколонну». Я за «Лиазы» или удлиненные ПАЗы.

— Частники — это зло или благо?

— Интересный вопрос. Я бы ответил, что это вынужденная необходимость. У муниципала нет возможности обеспечить город необходимым количеством техники. Поэтому для пассажира частники — добро. Без них люди не доедут вовремя на работу, да и водители останутся без работы.

Надо помнить о том, что это малый бизнес, а его, как говорил наш Президент, надо поддерживать. Люди купили машины, чтобы зарабатывать — зачем мешать? Я считаю, что частника надо двигать, но без ущерба для пассажира. Его минимизировать можно разве что конкурентным способом — муниципалам становиться лучше.

При этом, надо сказать, частных машин в городе стало меньше. На момент моего прихода их было 460, сейчас — 380. У нас на одного муниципала приходится 2,3 частника, в других регионах соотношение 1 к 5.

К тому же полтора года назад было официально трудоустроено только 60 частников. Я убедил начать оформляться всех, и город получил 390 новых налогоплательщиков — разве плохо?

— Кто заведует рекламой в общественном транспорте?

— Рекламой занимается специальный отдел того или иного предприятия. Транспортный комитет на это никак не влияет. Реклама приносит выручку и позволяет ремонтировать те же вагоны. Частники решают вопросы рекламы самостоятельно.

— В числе лиц, занимающихся рекламой, фигурирует ваш брат. Это совпадение?

— Да, с 2014 года. Он индивидуальный предприниматель в сфере рекламного бизнеса, в том числе и на общественном транспорте. Из 80 единиц трамваев его рекламой было заклеено всего 3 или 4 — никому никаких преференций. Директора предприятий сами выбирают, с кем работать.

— Планируется ли повышение оплаты проезда в муниципальном транспорте?

— Он повышался в прошлом году. Сейчас речь об этом не идет, предприятия вытягивают нынешнюю стоимость проезда в муниципальном транспорте — 18 рублей. Но такое возможно,когда повысятся цены на запчасти и энергоносители.

— Когда?

— Растут они уже сейчас. В настоящий момент стоит вопрос о повышении ночного тарифа до 22 рублей после 20.00, в том числе для привлеченного перевозчика. Это даст возможность компенсировать малое количество перевезенных пассажиров и удержит транспорт от сходов в вечернее время.

— Нет возможности продлить время работы общественного транспорта и на ночное время?

— К сожалению, нет. Тогда тариф однозначно вырастет — минимум(!) до 22 рублей, но даже такой шаг не покроет убытки. Никто этого пока не будет делать. Но такую идею мы уже озвучили.

— Следите ли вы за расходованием бюджетных средств вашими подчиненными?

— Если отвечать по букве закона, то мои подчиненные бюджетные деньги не тратят. Если брать подведомственные МУПы и говорить о закупках, то здесь есть определенный перечень управленческих структур, которые и так контролируют эту деятельность. Мне остается только доверять.

Все мои подшефные директора — надежные люди. Они знают мои требования, знают, что при каких-либо нарушениях могут потерять должности и товарищеские отношения со мной. Город маленький — все «прегрешения» быстро всплывают наружу. Например, когда по «Автоколонне» тревожные звоночки поступили, мы проверили информацию и поменяли директора.

— Какие положительные сдвиги в работе общественного транспорта произошли за время вашей работы?

— На данный момент мы пресекли всю незаконную деятельность, искоренили отношение к маршруточному бизнесу как к способу нажиться. Кстати, эти люди пытаются снова и снова раскачивать ситуацию.

— Как это происходило?

— Расторгали «левые» договора, которые были заключены при прошлом руководстве. Отмечу, что без поддержки Главы города и первого зама это было бы куда проблематичнее. Вынесли на конкурс «освободившиеся» маршруты, которыми занимались перевозчики, имеющие, как говорят у врачей «личное кладбище».

— Что вы имеете в виду?

— Например, трагедия в Серебрянке 2012 года, когда фирма увильнула от ответственности, свалив всю вину на водителя. Официально водитель был допущен на маршрут, но путевые листы на месяц вперед лежали у него в бардачке. Сейчас такого и близко нет. Если узнаю, пущу все силы, чтобы наказать — это здоровье наших близких. Раньше я даже запрещал своим родственникам ездить на маршрутках — мало ли кто за рулем окажется. Сейчас — такого нет, стало все строже.

Второе мое, я считаю, достижение — обновление техники. Вы видите в городе старые «Газели-переделки»? Нет.

Третье, что хочу отметить: «Автоколонна» получила 3 хороших маршрута: №2, №10 и №22. До конца 2016 года на 22-м ходило 2-4 муниципальных автобуса и около 80 частников, и никто не возмущался. Сейчас на 22-м разрешено ходить 16 муниципальным автобусам большой вместимости, а у того же 56-го 18 машин. Вот и сравним: было около 100 частных машин, осталось 18 — так плохо это? Резануло это муниципала? Плюс скоро купим муниципалам 5 больших машин и поставим на маршруты, какие они выберут.

Четвертое — ни одна копейка не уходит налево. Если такое всплывет, пусть выкидывают и виновного, и меня, как ответственное должностное лицо — я своим подчиненным доверяю.

Пятое — состояние парка муниципального транспорта. В 2015 — 2016 годах «Автоколонна» выпускала 47 машин, сейчас — 60, плюс скоро подключится пригород и дачные маршруты. Даже трамваи — да, б/у, но ведь и этого могло не быть. И в целом у «Автоколонны» никогда еще не было таких хороших времен, тем более по финансовой составляющей.

Шестой момент, причем, пожалуй, один из наиболее показательных — отсутствие на двух моих предприятиях задолженностей. Раньше счета арестовывались каждые 2 месяца, сейчас нас не трогают уже год — на предприятии нет задолженности.

— Поделитесь с нашими читателями планами на будущее?

— Мы планируем модернизацию рельс на улицах Тенишевой, Николаева, Шевченко. Также обсуждается строительство кольца на улице Исаковского, чтобы движение трамваев не полностью стопарилось при тех же ДТП на путях. Есть идея пустить троллейбус в микрорайон Южный, но надо сначала построить подстанцию. И, наконец, при обеспечении муниципалов транспортом сдвинуть частников на периферию.

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: Евген Гаврилов

Telegram вроде как заблокировали. Кто следующий?

Дмитрий Журавский

Лайфхак — как не вкладывая ничего, организовать самую дорогую в истории пиар-компанию.
Вчера Роскомнадзор окончательно приступил к блокировке Telegram. Шашки наголо! Длившаяся год перепалка подходит к логичному завершению — мессенджер официально запрещен в России. Теперь склока переросла в настоящую войну — РКН усиленно «бомбит» хоть как-то связанные с Telegram «айпишники». Разработчики мессенджера ехидно ухмыляются, и показывают оппонентам экраны смартфонов: «смотрите, все работает».Жертвами «беспощадной бойни» уже пали

...

Смоленск - один сплошной «потемкинский» город

Евген Гаврилов

В мэрии предпочитают не замечать мусорные горы прямо у себя под носом.
Про показушность в провинциальных городах уже давно нет смысла лишний раз писать отдельной строкой. Всем давно очевидно, что лоск при хроническом бюджетном дефиците градоначальники предпочитают наводить исключительно на нескольких центральных улицах, там, где видно основной массе народа. И уж поверьте, ради красивого и ровного отчета в провластных СМИ эти улицы будут вылизаны от и до — лишнего фантика не увидите. Но традиция, зарождавшаяся еще, вероятно, в детстве, когда понукаемый мамой шко

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Передаем за проезд!Я не могу,у меня лапки

Стас Афанасьев
Новости партнеров


наверх