Оставлен вечно на парковке после Геринга и Рокоссовского

Евген Гаврилов
Столичный музей ретро-автомобилей - первый в своем роде

Чем хороши мегаполисы? Попробуй отъедь (или отойди в особо камерных случаях) на пару километров от центра провинциальной столицы региона и максимум интересного, что увидишь, так это гипермаркеты, да бесконечные ряды высоток-муравейников, навевающие тоску. В случае с Москвой же и подобными агломерациями, чем дальше «в лес», тем выше шансы найти что-то любопытное. Более щадящая цена на землю позволяет ютиться в окрестностях МКАДа всевозможным частным музеям, паркам развлечений коммерческого типа и тому подобным достопримечательностям. В этот раз практически на выходе из станции метро Люблино нас поджидал именно музей.

Ретро-автомобили и мото-техника, которые собирает, реставрирует и выставляют представители династии Ломаковых являют собой первый автомотомузей, основанный в России после революции в частном порядке. Но не надо думать, что его история насчитывает лет столько же, сколько канувший в Лету СССР. Коллекцию Дмитрий Александрович и его отец Александр Алексеевич начали собирать поначалу сугубо для себя — с 1968 года.

Но, как это часто бывает, просто оставлять пылиться во тьме гаражей-ангаров образцы колесной техники можно до поры до времени, пока масштабы собрания не становятся слишком большими, чтобы начать вызывать интерес у публики. 130 исторических машин и мотоциклов — достояние немаленькое, а потому в качестве музея коллекция стала работать в 1987 году, а четыре года спустя сюда стали пускать экскурсии.

Что интересно, коллекция живая — пополняется интересными новинками до сих пор, а ее экспонаты не просто доживают свой век молча, но и активно «светятся» в кино. Конечно, преимущественно в прошлом — одно дело гонять совсем не старый еще «ГАЗ-21» или «Победу» в каком-нибудь «Операция «Ы» или «Мы из джаза» и совсем другое подготавливать почти полувекового старичка блеснуть перед объективом сейчас. Правда, в тех же достаточно недавних «Жаре» или «Счастливы вместе» особо бойкие «железные кони"-таки участвовали. Всего же в послужном списке автопарка — успело накопиться более 120 «ролей»!

На входе в музей развешаны многочисленные регалии и таблички, подтверждающие членство во всевозможных технических клубах, а сразу за забором простирается святая святых музея — хранилище под открытым небом, куда вход осуществляется лишь по особому заказу. 10 000 квадратных метров вскоре сократятся за счет строительства второго здания Ломаковской коллекции, рассчитанной на 900 машин. В основном же — около 50 мотоциклов, грузовиков, легковых авто и всевозможных деталей, запчастей и прочих элементов жизни и быта XX века.

Столичная компактность и теснота ощущается в полной мере — пространство при всей разнообразной и богатой авто-братии, собранной под этой крышей, заполнено практически до отказа — машины стоят фара к фаре, создавая ощущение настоящего рабочего гаража или ремонтной мастерской, существующей сразу во всех временных эпохах последних полутора веков.

Даже очень далекие от авто-тематики люди смогут ощутить острый укол ностальгии хотя бы раз — либо взглянув на детские педальный автомобильчики, любовно расставленные рядом со старшими братьями, либо углядев возле стройного ряда отработавших свое двигателей швейную машинку «Зингера».

Можно и отвлечься на живых «экспонатов» — по территории музея разгуливает несколько урчащих пушистых котов, лениво сопровождающих очередного посетителя.

Включив ненадолго режим историка, восторгаемся живой легендой — «Хорьх-853» 1935 года выпуска, как гласит табличка, принадлежал Герману Герингу, став позже трофейной машиной маршала Рокоссовского.

Неподалеку пребывает на заслуженном отпуске еще одно детище немецкой промышленности — «Мерседес-Бенц-540 К», ровесник предыдущего авто, возивший уже другого высокопоставленного нациста — Геббельса.

Помните, как во времена правления Сталина взрывали церкви и устраивали в храмах склады и хранилища? Пожалуйста, один из самых нелогичных с этой точки зрения, но оправданных исторически подарков Иосифа Виссарионовича Патриарху Алексию первому — «ЗИС-110». За что? За помощь РПЦ в Великой Отечественной, конечно же! Уникальность экспоната еще в цвете — единственный экземпляр, выкрашенный в зеленый, цвет патриарший, означающий веру в вечную жизнь. К слову, никаких последующих слоев краски поверх не наносилось, что делает машину абсолютной редкостью!

Сам я родом из Смоленска, а потому дорогим сердцу оказался и «ЗИС-6», на базе которого строили реактивную минометную установку «Катюша», впервые испытанную в бою именно на нашей земле, под Ельней.

Перечислять легенды автопрома можно здесь без конца -практически у каждого винтика в здании есть своя история. А сколько еще самой истории, нематериальной, принадлежащей династии Ломаковых! Например, отец основателя музея в 1959 году занимался реставрацией «Роллс-Ройса», на котором ездил сам Владимир Ленин (а вероятно, до него — брат последнего императора России Михаил Романов). Очевидно, что после прикосновений к такой реликвии, у человека навсегда остается впечатление, меняющее его жизнь и род деятельности.

Музей Ломаковых — как раз тот случай, когда нужно либо после, либо во время, а еще лучше — до посещения как следует углубиться в справочники и сайты, посвященные легендарным машинам. Так впечатлений от визита будет гораздо больше, в противном случае рискуете осмотреть «гараж, полный ржавеющего в той или иной степени старья», ностальгически повздыхав над парой-тройкой узнанных экспонатов.

Но в том и кроется прелесть нашей психики, повышающей ценность камня под ногами, стоит узнать, что именно этот камень однажды попал в сандалий Юлия Цезаря, перешедшего Рубикон. Здесь же целый арсенал таковых сандалий, камней, да и самих Цезарей.

Обидно, конечно, что приехали мы в музей не в самые интересные дни — 9 мая и в первую субботу сентября вот уже 30 лет на его территории проводятся парады старинной авто- и мототехники — вот где возможность проникнуться духом истории! Но — это ли не повод вернуться?

Российско-французская экспедиция впервые исследует Шеинов бастион в Смоленске

Евген Гаврилов

Археологи в течение месяца будут работать на уникальном историческом объекте.
Появление археологов в историческом центре Смоленска — всегда событие. Любое изыскание в городе с тысячелетней историей непременно приводит к множеству уникальных находок. Шеинов бастион, где сегодня обосновалась русско-французская археологическая экспедиция — земляное укрепление XVII века, возведенное на месте бреши в городской крепости, образовавшейся во время польской интервенции. Ранее здесь стояла Грановитая башня, взорванная во время осады Смоленска войском Михаила Шеина. За последние

...

Стимпанк жив, да здравствует стимпанк!

Евген Гаврилов

Смоленский фестиваль «Паноптикум» состоялся под занавес снежной осени.
Говорят, что существование параллельных миров наукой еще не доказано. Брехня, господамы-с! Наш дилижанс отправляется одновременно в прошлое, будущее, в иные ветви развития цивилизации, чтобы погрузиться в мир, где паровой двигатель окончательно победил все другие источники энергии, а вращающиеся ржавые шестеренки можно встретить даже в механизме, открывающем входную дверь. Фестиваль стимпанк и дизельпанк культуры «Паноптикум», как нам хочется верить, в более полном представл

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Продавец или/он же директор магазина вызвал клиента на улицу "поговорить". Сильно, конечно. Представляю, как он там начал "разговаривать", раз такой итог

Дмитрий Медведев
Новости партнеров


наверх