Чем перевозчики отличаются от «собиральщиков»

Игорь Владимиров
Цифры и факты о рынке пассажирских перевозок Смоленска, которые вы, скорее всего, не знали

У «безлошадных» смолян накопилось много претензий к работе общественного транспорта. Но, согласитесь, по сравнению с тем, что было несколько лет назад, ситуация улучшилась (ну или мы ездим на каких-то «правильных» маршрутках).

Доморощенные урбанисты никак не сойдутся во мнениях, какой вид транспорта для Смоленска оптимален. Было время, даже всерьез планировали сделать ставку на «горные» троллейбусы, способные подниматься на смоленские «кручи». Но практика показала: при непростой логистике с холмами и «бутылочными горлышками» нынешняя модель, основанная на маршрутках повышенной вместимости, вполне жизнеспособна.

Насколько это выгодный бизнес, какие факторы влияют на его экономику, и какие в нем есть подводные камни? «Реадовка» разбиралась в кухне городских пассажирских перевозок.

«Осколки» 90-х...

Рядовому пассажиру в общем-то нет дела до проблем маршрутчиков, лишь бы автобус доставил его своевременно из точки А в точку Б. Между тем к этой сфере привлечено пристальное внимание контролирующих органов, она окутана большим количеством ограничений и правил (что и понятно — ведь речь идет о безопасности пассажиров). Чтобы попасть в этот бизнес, нужно победить в аукционе, который проводят городские власти. В лотах перемешаны прибыльные и убыточные маршруты, чтобы обеспечить сообщением малочисленные районы. Для успеха важно правильно подготовить документы (увы, иногда это становится главным фактором).

В среде транспортников говорят, что есть настоящие перевозчики, а есть «собиральщики», задача которых — «срубить» как можно больше денег. Соответственно, вкладываться в развитие, покупать свою технику и т. д. — им не интересно. Зачастую все, что у них есть, — стол, компьютер и принтер. Они заключают договоры с владельцами автобусов, об остальном у них голова не болит. У «собиральщиков» нет ни ремзон, ни стоянок, ни медиков. Бывает и так, что в штате официально работают механик, контролер, а сам ипэшник может быть директором и бухгалтером в одном лице. Есть и в Смоленске такие заблудившиеся во времени «осколки 90-х годов». Но, к счастью, лицо маршруточного бизнеса формируют не они.

...и современный подход

Предприниматель Сергей Сливинский — крупнейший пассажирский перевозчик Смоленска. Его автопарк насчитывает 140 машин, в основном это ГАЗель Next — оптимальный вариант по соотношению цены, качества и ремонтопригодности. Он соответствуют предъявляемым требованиям, этот автобус даже разрешено эксплуатировать в России как «школьный». Притом что жесткого требования в регламентах по поводу возраста машин нет (многие перевозчики работают на технике 2012-2013 годов выпуска — при интенсивном использовании понятно, что ее состояние оставляет желать лучшего), Сливинский решил избавиться от таких «старожилов» смоленских дорог, сделав ставку на кардинальное обновление парка.

— Из 140 единиц техники примерно у 110 возраст меньше года. За год заменили порядка 70 процентов, а в планах на этот год — обновить весь парк. Это серьезные расходы, но, считаю, нельзя экономить на безопасности, — говорит Сергей Александрович.

ИП Сливинский обслуживает 12 маршрутов: №№ 4н, 13н, 14н, 14Дн, 16н, 26н, 34н, 35н, 38н, 40н, 41н, 47н. Буква «Н» означает, что стоимость проезда в них определяют сами «частники». Но компания существует не в вакууме, ценник приходится соизмерять с финансовыми возможностями смолян. Проезд в муниципальных автобусах пока на 5 рублей дешевле, и для кошельков горожан это чувствительно. А для самих перевозчиков 24 рубля — это на грани рентабельности.

— Некоторые возмущаются, что ценник высокий, но нынешний тариф — вообще впритык. Одни запчасти обходятся примерно в миллион рублей в месяц. Когда в августе прошлого года изменялась стоимость проезда, бухгалтерия посчитала досконально, на сколько выросли наши затраты за год. И оказалось, что на 44 процента. Увеличились налоги, МРОТ, плюс топливо подорожало рублей на семь, — говорит предприниматель. — Во всей России еще пара регионов возит по 24 рубля, во всех остальных проезд дороже. И это при том, что в Смоленске из-за его рельефа быстрее изнашивается транспорт и расход топлива другой. В свое время мы несколько машин перевели на газ, чтобы сэкономить, но вынуждены были отказаться от этой идеи. Машины на газу у нас просто не вытягивают.

Накладные расходы продолжают расти. Предприятие покупало «газели» в 2017 году по 1,280 млн рублей, а в ноябре-декабре партию из 20 машин брало уже по 1,760 млн. С нового года вырос НДС на 2 процента. Но каждая компания в цепочке посредников работает с НДСом, в итоге можно смело накинуть 10 процентов к прежней цене. Запчасти подорожали процентов на 30-40... Однако для социально ответственного бизнеса это не повод уходить в тень.

О материальной базе

У Сливинского имеется современная ремонтная база в конце улицы Шевченко, в штате СТО — механики, медперсонал. Это одна из немногих транспортных компаний, где есть свой лицензированный медицинский кабинет, оборудованный должным образом. В нем водители проходят предрейсовый осмотр.

На ремзоне трудятся четыре слесаря. Два днем занимаются крупным плановым ремонтом, два выходят на дежурство ночью — делают ТО и мелкий ремонт по заявкам водителей. Предрейсовые техосмотры проходят здесь же. Кроме того, поскольку на дороге всякое случается, в штате есть маляр - чтобы оперативно исправлять дефекты красочного покрытия. Согласитесь, приятнее ехать на автобусе, который нормально выглядит и снаружи, и внутри. Увы, не все в этом вопросе зависит от перевозчика: хотя культурный уровень смолян неуклонно растет (по официальной статистике), вандалы среди пассажиров по-прежнему не редкость.

— Хотелось бы, чтобы смоляне бережнее относились к технике, которой сами же каждый день пользуются. Обидно, когда на линию выходит новенький автобус, а уже через несколько дней в нем могут быть порезаны сиденья, — говорят сотрудники предприятия.

В частности, при выпуске в рейс механики следят за экипировкой салона, насчитывающей 24 позиции, по которым должна быть размещена информация в салоне (стоимость проезда, бейджик водителя, указание, где находятся огнетушитель и аптечка и т. п.). Отсутствие даже одной наклейки чревато штрафом от 5 до 10 тысяч.

Вообще предприятие находится под неослабевающим надзором контролирующих органов. Недавно в компании прошла двухнедельная выездная проверка Управления государственного автодорожного надзора. Два инспектора УГАДН 2 недели «жили» на предприятии — присутствовали на выпусках, на возвращении машин. Фиксировали работу медков, перетрясли все документы.

Хочется верить, что, столь досконально проверяя работающие «по-белому» предприятия, инспекторы находят время и для того, чтобы ловить «нелегалов».

У ИП Сливинского машины уже оборудованы спутниковой навигацией. Это несколько раз помогало, когда в транспортный комитет жаловались люди, дескать, «стою на остановке 40 минут, маршрутки нет». Приходилось брать распечатки, доказывать, что установленный интервал движения соблюдался.

Если будет суждено сбыться планам властей, которые хотят оснастить все маршрутки системой ГЛОНАСС, это позволит сделать пассажироперевозки более контролируемыми и прозрачными и... уйти от «левых» жалоб как механизма недобросовестной конкуренции.

О кадрах

Сейчас у ИП Сливинского трудятся порядка 300 сотрудников (оформленных официально, с соблюдением всех формальностей), в том числе три женщины водителя. Да-да! Слабый пол на дороге по многим моментам даст фору сильному: женщины более внимательные, ответственные и водят аккуратнее.

Водители здесь оформлены официально, с соблюдением всех формальностей.

Чего греха таить, среди маршрутчиков встречаются лихачи. На этот случай (в том числе) в трудовых договорах прописана отдельным пунктом материальная ответственность. Да, машины «каскованные», но все равно, если человек не будет относиться к машине, как к своей...

При устройстве на работу к Сливинскому водители проходят жесткий отбор. Среди обязательных требований — опыт работы на маршрутке.

— Специфика работы водителя маршрутки очень сложная, — говорит Алексей Сипаков, главный механик предприятия. — При собеседовании акцент делаем на стрессоустойчивость. Потому что с утра один пассажир не в настроении может завести нервы, а ты отвечаешь за жизни людей. Маршрутчиков многие не любят — мол, транспорт в Смоленске плохо ходит. Да у нас он, по сравнению с другими городами, отлично ходит — мы интервал движения сократили до минимума!

Я в этой компании около четырёх лет, до этого тоже трудился в маршруточном бизнесе, — рассказывает Александр Коорт. — ИП Сливинского отличает то, что здесь новые машины и налажен ремонт. Конечно же, так водителю работать легче. Ну и отношение руководства, механиков — они всегда отзывчивы к любым нашим просьбам. Коллектив дружный. А когда компания стабильная, то и атмосфера в ней рабочая. Водитель — отчасти психолог, приходится сглаживать острые углы. А иногда подбирается дружная компания — кто-нибудь пошутит удачно, все заулыбаются. Случалось, угощали конфетами, шоколадками. Бывает, едет компания в хорошем настроении, и оно передается всем пассажирам. Получается такой праздничный рейс.

На комфортность работы водителя влияет в том числе вопрос наличия туалетов на конечных остановках, в местах отстоя транспорта. Там, где работает техника ИП Сливинского и есть возможность, санитарные объекты установлены (например, на Кловке, на Краснинском шоссе). А где нет такой возможности (земля-то в большинстве случаев частная), заключены договоры с магазинами, кафе, торговыми центрами и т. п., чтобы водители могли пользоваться их удобствами.

О личном

Сергей Сливинский — профессиональный автомобилист, отдал отрасли пассажирских перевозок более десяти лет. Сначала сам крутил баранку, потом купил несколько машин, нанял водителей. В его трудовой биографии — и работа механиком, и директором маршрута. Наконец, победа в конкурсе на право работы на муниципальных маршрутах в 2016 году позволила выйти на новый уровень.

Видно, что Сливинский — человек неравнодушный. Рассказывает, что было совещание несколько месяцев назад в мэрии по поводу безбарьерной среды с участием перевозчиков.

— Я внес предложение: давайте в зависимости от количества транспорта купим по несколько машин, оборудованных для перевозки инвалидов. Энтузиазма мое предложение не вызвало, но все равно мы к весне их приобретем.

Но дадим слово человеку, который знает Сергея Александровича с другой стороны, не только как бизнесмена. Говорит Анна Цветкова, руководитель регионального отделения фонда «Старость в радость»:

— В нашем фонде действует добровольческая служба: мы выезжаем в дома-интернаты, помогаем старикам в соцучреждениях, пожилым людям в деревнях. Мы познакомились с Сергеем Александровичем в конце 2017 года. Тогда дали единственное объявление по радио, что нам нужен транспорт для мероприятия, и, надо же, он его услышал. Выделил автобус, а потом уже сам предложил помощь. Однажды, когда наш автобус сломался, он приехал лично, помог решить проблему и сопровождал нас в поездке. Для С. А. Сливинского благотворительность — это не просто «дать денег». Он внутренне переживает, хочет, чтобы помощь дошла до адресата. Он взял опеку над одним из отделений в Гедеоновке, помогает ему продуктами, подгузниками для взрослых и другими необходимыми вещами, оплачивает дополнительный персонал. Он принимает личное участие, звонит, беспокоится. Сергей Александрович подкупает своей искренностью, за что бы он ни брался, это должно быть сделано хорошо. Таких людей очень мало.

О будущем пассажирских перевозок Сергей Сливинский говорит, что выживут фирмы, которые работают по-белому, которые обновляют автопарк. «Собиральщики» вынуждены будут уйти:

— Жить одним днем — это движение назад. Даже если стоять на месте — это движение назад.

Фото: Евген Гаврилов.

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: Евген Гаврилов

«К вашему дедушке никто не подходит, он уже давно покойник»: что происходит за кулисами главного коронавирусного госпиталя Смоленска?

Мария Язикова

Медикам некогда не то, что лечить пациентов, но и сообщать об их смертях родным.
Клиническая больница №1, что в Смоленске на улице Фрунзе, приковала к себе внимание жителей всего региона, став передовой в борьбе с пандемией коронавируса. На медиков легла дополнительная нагрузка: лечить сотни заражённых пациентов приходится в условиях, когда даже вакцины от болезни ещё нет. В такой ситуации госпитализация в инфекционное отделение стала восприниматься смолянами как отправка в последний путь, причем как для инфицированных COVID-19, так и для страдающих от других недугов. Поч

...

Домик как в деревне

Игорь Владимиров

В Госдуме предложили застраивать российские города деревянными домами.
Михаил Дегтярев, председатель комитета нижней палаты российского парламента по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи, избранный от ЛДПР, считает, заявил, что в городах нужно увеличить объемы строительства деревянного жилья. Парламентарий уверен, что воспитывать детей в квартирах неудобно, большие семьи могут полноценно жить только в частном секторе.«Это

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх