Экологический коллапс в схеме водоснабжения Москвы. Как местные сваливают вину на «пришлое» предприятие?

Дмитрий Журавский
Разбор ситуации с массовым мором рыбы в Смоленской области

Небольшой райцентр Смоленской области уже второй месяц разбирают страсти: в конце января местные жители заметили сотни рыбьих тушек, прибитых течением к берегам Гжати. На поиски виновника смолянам не понадобились и сутки: в произошедшем быстро обвинили предприятие «Эггер Древпродукт Гагарин», или как его здесь называют — «фанерку». Почему? Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на фото завода. Огромные клубы пара заметны и из самого города, и с проходящих мимо железной дороги и трассы М-1, соединяющих Москву с Беларусью и Европой.

Неужели для жителей небольшого городка, расположенного в 100 км от столицы и 200 от Смоленска, этого оказалось достаточно? Будем честны — нет. «Эггер» — австрийское предприятие, со всеми вытекающими обстоятельствами. От провинциального «понаехало тут бусурман», до абсолютно противоположного европейского «чванства»: долгое время предприятие существовало как маленький островок Австрии на окраине Смоленской области. Руководство завода не считало необходимым находить общий язык с местными жителями. Австрийцы полагали, что заработной платы, превышающей среднюю по городу в полтора раза достаточно. В результате, отношения между местными жителями и приезжими европейцами сложились напряженными. Не оценили прихода австрийцев и местные предприниматели. Работе на них гагаринцы предпочитали богатых европейцев. Вот такие провинциальные реалии: деньги дороже предрассудков.

Но когда дело коснулось экологической катастрофы, эти предрассудки взяли верх.

Гагаринский прецедент

В Советском прошлом Гагарин носил гордое имя Гжатск, в честь реки Гжати, на берегах которой был заложен. После полета первого космонавта Юрия Гагарина, город был переименован в его честь. Река лишилась одноименного города, но не своей роли. Гжать входит в Вазузскую гидротехническую систему, которая, в свою очередь, является резервной системой водоснабжения Москвы. Если верить комментарию «Мосводоканала», данному «Российской газете» после массового мора рыбы в Гагаринском районе, в штатных ситуациях Вазузская система в водоснабжении столицы не участвует, и подключается только в маловодные года.

Несмотря на это, требования экологов к частям этой системы крайне высоки. Отражены они и в «Схеме водоснабжения и водоотведения города Гагарин Смоленской области», утвержденной гагаринской администрацией 27 июня 2014 года. Основные выводы экспертов, касающиеся водоотведения городских предприятий, сводятся к двум пунктам:

  1. вывод предприятий из водоохранной зоны Гжати
  2. качественное улучшение фильтрации сточных вод, сбрасываемых предприятиями

В результате, Гагарин оказался меж двух огней. С одной стороны — завышенные экологические нормы, обременяющие городские предприятия. Река проходит через город, в нее очищенные воды сбрасывает и гагаринский «Водоканал».

Только вот в недавнем интервью корреспонденту «Российской газеты» и местным блогерам руководитель «Водоканала» Виктор Иванович Иванов признался — технически, очистные сооружения города рассчитаны на еще советские нормы. Уже в настоящем времени они были ужесточены в несколько раз.

К примеру, тот же показатель биохимического потребления кислорода был «понижен» в 5 раз. Без технической реконструкции, очистные города просто не смогут соответствовать новым экологическим нормам. Сейчас на очистных подходит к завершению первая очередь реконструкции. Спустя 5 лет, после вывода экологов и подписания соответствующих документов городской администрацией. Между тем, предприятия, расположенные в городской черте, сбрасывают стоки именно сюда.

Тайная база Роттенбергов

Почему мы акцентируем внимание читателей на стоках? Все просто — официальной причиной массового мора рыбы в Гагаринском районе Росприроднадзор назвал кислородное голодание. Ключевой вопрос заключается в другом — куда пропал кислород? Эксперты склонны к мнению, что большая часть О2 ушла на окисление органических веществ, содержащихся в воде. Переводя на человеческий язык — кислород «сожрали» вредные выбросы, спущенные в речку. Максимальное количество дохлой рыбы обнаружили рыбаки на берегах Гжати в районе села Пречистое в 15 км вниз по течению реки от Гагарина.

В распоряжении нашей редакции оказались результаты анализов, проведенных Росприроднадзором 1 февраля. Эксперты взяли пробы в двух реках: Гжати и впадающей в нее Овсянке. Места забора проб указаны на карте ниже.

Эксперты исследовали Овсянку выше предприятия «Эггер», ниже его, в районе впадения реки в Гжать (в 50 м от деревни Полечня) и саму Гжать в городской черте. Примечательно, что единственное предприятие, указанное в протоколах — «Эггер». А теперь внимание на скриншот «Яндекс карт».

В районе Овсянки расположены минимум 4 предприятия. Это тот самый «Эггер древпродукт Гагарин», ООО «Мобил К», «РусАрмСтрой» и центральная производственная база ООО «Трансстроймеханизация». Последняя расположена аккурат в прибрежной зоне Овсянки. Расстояние от угла забора предприятия до самой Овсянки не достигает и 100 м., что скорее всего нарушает нормы законодательства РФ. Вряд ли ремонтная база большегрузов имеет экологический класс безопасности выше IV. Если же взять расстояние от забора до одного из ответвлений Овсянки, то оно не достигнет и 70 м.

С предприятия в район реки идет 2 стока. Один — недалеко от импровизированного моста на безымянной дороге, соединяющий Эжвинский проезд и Прибрежную улицу. Второй — чуть ниже. На месте впадения первого стока в середине февраля блогеры смоленского YouToube канала «Смоленская прачечная» брали пробы воды для независимой экспертизы. Учитывая, что данные измерений уже опубликованы, мы решили сравнить состояние воды визуально. Разница видна невооруженным взглядом.

Прогулявшись вниз по течению Овсянки, замечаем характерные маслянистые пятна на поверхности воды. О ее качестве говорят и почерневшие растения. Почему же местная «Трансстроймеханизация» не «мелькает» в протоколах местного Росприроднадзора и остальных надзорных ведомств?

Ответ прост. Во-первых, никакая она не местная. Официальный сайт организации гласит:

«Трансстроймеханизация» — один из лидеров строительного рынка в стране. В качестве генерального подрядчика компания работает на строительстве автомагистрали М-4 «Дон», занимается реконструкцией автомагистрали М-9 «Балтия» и скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург, капитальным ремонтом автодороги А-149 Адлер — Красная Поляна, реконструирует автодорогу Владивосток — Находка — порт Восточный. Компания продолжает работы по реконструкции аэродромных комплексов в действующих аэропортах «Внуково», «Шереметьево», «Центральный» в Саратове и «Петропавловск-Камчатский»".

Во-вторых, ТСМ — «дочка» одного из главных дорожных подрядчиков Москвы — компании «Мостотрест», через «ТФК-Финанс» принадлежащего Аркадию Ротенбергу. О некоем «ротенберговском» предприятии местные судачат уже давно, но какой-либо определенности в этих разговорах нет. Отследить «тень Ротенберга» в Смоленской области непросто.

Отдельное юрлицо для представительства на Смоленщине компания не создавала, официального филиала не открывала. Молчит о гагаринской базе ТСМ и поисковая выдача «Яндекса». Найти официальное подтверждение ее существования в сети мы смогли только благодаря выписке их ЕГРН: «Трансстроймеханизация» арендует земельные участки у некоего Михаила Юрьевича Кочанова. Вместе с приветственной табличкой, рассказывающей о строительстве в 2014 году первой очереди базы ТСМ, это единственные доказательства ее существования. Кроме, собственно, самой базы, и найденного нами на просторах YouTube промо-ролика.

Согласно данным системы «Контур.Фокус», ТСМ трижды проверял департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области. Все эти проверки прошли в 2017 году. Росприроднадзор не посетил «Трансстроймеханизацию» ни разу.

Молчание надзорных органов

Раз уж зашла речь о проверках гагаринских предприятий, просмотрим деятельность смоленских надзорных органов в отношении самых крупных из них. К примеру, «Гагаринский машиностроительный завод», большая часть уставной доли принадлежит Виталию Сауляку, в далеком 98-м помогшему Виктору Маслову избраться губернатором Смоленской области, Росприроднадзор в последний раз проверял в 2015 году. Профильный департамент по природным ресурсам — в 2016-м. Найти результаты этих проверок в свободном доступе уже не представляется возможным.

Предприятие «Мобил К», расположенное чуть выше упомянутого нами «ТСМ», не проверялось Росприроднадзором и профильным департаментом вовсе. Кстати. Если верить все тому же «Контур.Фокусу», его руководитель и владелец Григорий Кораблев не только депутат районного совета депутатов, но и владелец небольшой доли в ООО Гагаринский машиностроительный завод.

Соседствующий с «Мобил К» «РусАрмСтрой», принадлежащий Лернику Мартиросяну Росприроднадзором и профильным департаментом так же не проверялся.

Что же касается «Эггера». Только в грядущем году предприятию предстоит пройти 10 проверок. Среди них Атомнадзор, Ростехнадзор, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, и Роспотребнадзор. В прошлом году здесь были Ветнадзор и Федеральная служба в сфере природопользования. Что это — пристальное внимание ревизоров к опасному предприятию, или отсутствие в руководстве региональных политиков и олигархов? Ответ на этот вопрос могут дать только сами ревизоры.

И это после вывода экспертов в 2014 году и принятых городских нормативных актов. На берегу реки, входящей в резервную систему водоснабжения Москвы. Может быть в этом кроется причина затянувшегося молчания надзорных органов, на которое сетуют даже журналисты «Российской газеты»?

Кто отравил рыбу?

А теперь вернемся к опубликованным выше результатам исследований и картам. Мертвую рыбу местные жители обнаружили в 15 км ниже по течению от города. Кроме «Эггера» на пути Овсянки к Гжати расположены 4 предприятия. Одно из них, та самая ротенберговская «Трансстроймеханизация», судя по всему нарушает законодательство РФ в сфере природопользования. Ниже по течению расположены очистные сооружения, принадлежащие городскому «Водоканалу». Директор МУПа признает: технические характеристики сооружений не соответствуют нормам законодательства РФ. На эти очистные поступают стоки с остальных предприятий, расположенных в черте города.

Несмотря на требования экологов, большинство предприятий города не проверялись Росприроднадзором и профильным департаментом области. Единственная причина, по которой на сложившуюся ситуацию обратили внимание СМИ и местные власти — массовый мор рыбы. О повышенных экологических требованиях и местные власти, и предприниматели (зачастую совмещающие оба звания) знали уже давно.

Но отвечать за все, судя по всему, придется «Эггеру». Как бы это смешно ни звучало, у австрийской группы предприятий не оказалось ни региональной, ни московской «крыши». Заметные клубы пара и отсутствие коммуникации с местными жителями сделали свое дело — официального завершения расследования еще нет, а крайний уже найден. В сложившейся ситуации, это самый «удобный» кандидат.

Использованы материалы следующих авторов:

«Одна медсестра в коме, а масок так и нет»: смоленская больница стала источником распространения коронавируса на целый район

Анна Бахошко

Коллеги заражённых медиков уверены, всему виной наплевательское отношение руководства к элементарным правилам безопасности.
В «коронавирусной сводке» Смоленской области первые заражённые из Рославльского района мелькнули 9 апреля. А к сегодняшнему дню, 2 июня, число выявленных ковид-положительных рославльчан подскочило до 136. Но речь пойдёт не о скорости распространения заразы, а о людях, которые пытаются сдерживать натиск пандемии, медиках местной ЦРБ, и об условиях, в которых им пришлось бороться за жизни пациентов — чуть ли не ценой собственных. Спойлер: условия оказались такими, что в настоящий момент одна из

...

«За рулём был пьяный гаишник»: дочь погибшей смолянки рассказала подробности аварии на Рославльском шоссе

Мария Язикова

Удар был настолько сильный, что женщине оторвало обе ноги.
Совершенно не поддающееся какому-либо логическому объяснению ДТП случилось вчера на Рославльском шоссе в районе СпецАТХ. Женщина переходила дорогу по нерегулируемой «зебре», когда на неё на полном ходу наехал неизвестный за рулём чёрной Audi A7. От мощного удара у пешехода оторвало обе ноги. Спасти пострадавшую не удалось, смолянка скончалась на месте. Readovka.ru удалось поговорить с дочерью погибшей, кот

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх