«Меня как человека больше нет»: история Александра Кангуна, потерявшего за одну ночь дилерскую империю с 25-летней историей

Дмитрий Журавский
Тойота – управляй мечтой

За последнюю пятилетку судьба российских автодилеров сложилась по-разному. Пока крупнейшие игроки покидали рынок, сумевшие договориться с кредиторами компании поменьше заняли их место. Непоследнюю роль в этой ситуации сыграл и вернувшийся в 2014 году в страну капитал. Дилеры по-разному выживали и по-разному же банкротились. Как показал наш прошлый материал, по-разному они даже становились фигурантами уголовных дел.

Продолжая разбираться в истории с переделом российского авторынка, мы посетили Красноярск и Новосибирск, где местные предприниматели уже несколько лет пытаются доказать свою невиновность в банкротстве собственных предприятий. И все, как один утверждают — если бы не намеренные действия российского представительства японского концерна Toyota, то вместо подписки о невыезде они бы до сих пор занимались любимым делом, которому отдали четверть своей жизни.

О том, как создавались и рушились компании с 25-летней историей рассказывают сами предприниматели.

***

Полет из Москвы до Красноярска длится 4 с лишним часа. Такая же разница во времени между Сибирью и ЦФО. Вылет — закат в Москве. Посадка — рассвет в Красноярске и такси до гостиницы. На автопилоте подхожу к пассажирскому сиденью приехавшего «Ниссана» и с удивлением замечаю на нем водителя. Сибирь.

Уже после, местные объяснят свою любовь к японским машинам. Отчасти — эхо лихих девяностых, когда перегнать новенькую машину из Владивостока было самым простым способом обзавестись иномаркой. Отчасти — эхо двух кризисов XXI века. Купить б/у японку дешевле, чем даже новую «Ладу». Да и на морозе праворульные машины заводятся лучше. Местные сравнивали даже авто одинаковой марки и одного года выпуска.

Мой дом — моя Крепость

— Извините за разгромленный кабинет. В свое время мы собирались продавать здание бывшим коллегам, но не срослось. Теперь все выглядит как после бомбежки. Хотя...

Мы разговариваем в кабинете Председателя совета директоров «Крепости», расположенном на третьем этаже бывшего дилерского центра Toyota-Красноярск. Чуть больше года назад здесь кипела жизнь.

Но с 25 апреля 2018 года компания Toyota разорвала дилерский договор с «Крепостью». Жертвами разрыва стали сотни клиентов «Крепости», оставшихся без машин: авансовые платежи покупателей, находившиеся на счетах компании списал аффилированный с автопроизводителем банк. Сами авто арестовали судебные приставы — все они до сих пор стоят на парковке за дилерским центром.

Единственный пятачок, нетронутый хаосом и полным разгромом — стол руководителя. Из стены кабинета торчит проводка — там раньше был экран для видеоконференций. Да и сама стена — кусок оголенного гипсокартона.

В роли последнего всадника окончательного падения «Крепости» выступает юрист, вносящий единственному сотруднику компании кипу документов на подпись. Все бумаги, необходимые для завтрашнего собрания кредиторов компании, Александр Самуилович подписывает с равнодушным лицом.

— И так почти каждый день. Вот вам плодотворная тема для целой серии статей — как в России банки буквально разрывают успешные предприятия на кусочки при банкротстве.

Банкротство. Вот и смысл того самого «хотя» из предыдущей реплики. Ощущение скорого отступления из последнего оплота «Крепости» стало привычным и для самого Александра Кангуна.

С самого начала разговор не клеится. Александр Самуилович занят документами, я же ловлю себя на странной ассоциации. Так же я ощущал себя на поминках — когда сил горевать у собравшихся не осталось — все эмоции и слезы остались на кладбище. Здесь же, за столом, настало время помянуть добрым словом «усопшего».

— Вам наверное интересно, почему я назвал компанию «Крепость». Сам я родом из Калининградской области. Детство — это крепость Фридрисбурх, да и сам Кенингсберг. Когда был подростком, отец перевелся в Красноярск. Но понятие «мой дом — моя крепость» — оно оттуда, из калининградского детства. Когда дело дошло до компании и названия, у меня сомнений не было.

Кстати интересный факт о крепостях. Вы знали, что если крепость не захватывалась врагом, то люди покидали ее спустя 30-40 лет? Почему? Все дело в нечистотах. А за ними волны крыс, эпидемий... При штурме все очищал огонь...

Тойота — управляй мечтой

Снова дилерский центр, кабинет Александра Самуиловича. Панорамное окно закрыто шторой — несмотря на то что мы в Сибири, температура «за бортом» + 30 градусов. Прикрытие спасает кабинет от палящего солнца.

— Работать я начинал на «скорой» еще в 1984 году. Время было для медицины страшное, ничего не хватало. Но мы вертелись. За 3 года даже смогли создать педиатрическое отделение скорой помощи. Знали бы вы через что пришлось пройти чтобы отбить здание для педиатрии! В 89-м стал Главврачом «скорой» по Красноярску.

Доходило до того, что «буханка» только приезжала на базу, одна смена фельдшеров выпрыгивала из салона, другая сразу садилась и уезжала на другой вызов. И даже в таких условиях мне удалось сократить время прибытия бригад до 12 минут. Вместе с профессором Тавровским мы разработали алгоритмы действия диспетчеров врачей и квалификатор замены бригад по уровню сложности больного, которые до сих пор используются по всей России.

Но машин не хватало катастрофически. Тогда я в первый раз и вышел на «Тойоту». Не было финансов, не было одобрения начальства. Не было ничего. Но машины «скорой» были просто необходимы. Я изучил рынок — у «Тойот» была комплектация, которая и сейчас есть не у каждого реанимобиля.

Переговоры были сложными, и длились не один год. Во Владивостоке я был частым гостем. Один раз, в порту застал американский эсминец — закончилась «Буря в пустыне». Смотрю — а они собираются топить сотни коробок с одноразовым медоборудованием.

— Зачем?

— Операция закончилась, оборудование уже списано. Девяностые! А там шприцы, и остальное. Договорился с местными — они транспорт дали. Обратно в Красноярск летел — все свободные места в «Тушке» были коробками забиты. Командир корабля сначала меня материл и пытался развернуть. Но у меня мать работала завучем в школе. Часть летчиков у нее училась, а у кого там и дети были. Я ей позвонил, она позвонила руководству — это же для больницы... У нас скорая еще год на этой «гуманитарке» работала.

— И в один момент не выдержали этого веселья и решили попробовать себя в бизнесе?

— Проще. В городском управлении Здравоохранения сменилось руководство. За 2 месяца я трижды попал под сокращение. В итоге ушел из медицины. Ну а дальнейший путь был очевиден — тяжелые переговоры с «Тойотой» дали мне понимание о данном бизнесе. Так зародилась «Крепость».

Это сейчас у «Тойоты» есть свое представительство в России. А тогда они еще не рисковали заходить на российский рынок сами. Бизнес свой начинал с открытой площадки — арендовал у школы участок на «Взлетке».

Готовясь к поездке, я перерыл массу публикаций об обанкротившейся ГК «Крепость» и лично Александре Кангуне. Договор о поставке «скорых», о котором рассказал теперь уже бывший и медик, и автодилер, был подписан в 1991 году. В 95-м Александр Самуилович уходит из медицины и начинает продавать в городе японские иномарки.

Конкуренты и партнеры по бизнесу характеризовали красноярского бизнесмена как «очень последовательного энерджайзера. Видит возможность, рисует себе план и начинает переть, искать подходы, убеждать, уходить в ценовые игры».

К 2008 оду в портфеле «Крепости» — Toyota, Lexus, Audi, Ford, Land Rover, Volvo, Mazda (в Красноярске). После кризиса Александр поделил бизнес со своим бывшим партнером, и сосредоточился на продаже японских иномарок в Красноярске и Абакане а также Volvo. К моменту кризиса 2014 года империя «Крепости» пополнилась проектами Jaguar Land Rover и Porsche, Bentley в Красноярске, Mazda и KIA в Абакане.

Дела шли замечательно. Тогда (в 90-х, прим. ред.) Toyota давала маржу с одной машины в 25%. Учитывая, что в самом начале мы закупали авто не напрямую у них, а у наших партнеров, нам доставалось 15%. Но даже это больше чем сейчас. В среднем, маржа с одной «Тойоты» сейчас это 6,5%. Ну а с какой-нибудь «Короллы» — всего 1,5%. Далекий от автобизнеса человек думает, что прибыль достигается за счет прямых продаж. На самом деле, весь заработок дилера — последующее обслуживание авто и качественный сервис. Здесь маржа уже до 40%.

Тогда еще заместитель губернатора Красноярска Александр Новак на открытии первого дилерского центра Александра Кангуна

То есть дилер должен не только продать авто, но и убедить клиента обратиться к нему за обслуживанием. С «Лексусами» все проще — владелец брендового авто к дяде Васе в гараж ремонтироваться не поедет. Но и с «Тойотой» проблем у нас не было.

С 95 по 98 год мы работали как самостоятельный агент по продвижению автомобилей «Тойота» в Красноярске. Мы работали по доверенности от СП Диттола, управляла которой Тойота Цусе. Разумеется, руководила нами «Тойота». Японцы это на самом деле те еще феодалы.

К примеру, в 98-м, если я ничего не путаю, в России появилось представительство «Тойоты Мотор». И вот мы проводим встречу, я, представитель «Цусе» — дедушка-Цубои, и руководитель «Тойоты Мотор» Томоаки Ниситани. Ну и за счет того, что «Мотор» более мощная и статусная компания, весь разговор дедушка буквально стелется перед молодым руководителем, который ему во внуки годится.

С 1999 года мы работаем уже напрямую с «Тойота Цусе Корпорэйшн», и получаем статус авторизованного представителя. Но официальным дилером мы стали только в 2006-м году, когда построили новый дилерский центр по стандартам Тойота.

Как мы согласовывали буквально каждый метр! Вот с чего по-вашему начинается лицо компании?

— Встречающий клиента сотрудник.

— Неет. Это туалет. Вот тот же Цубои-сан при строительстве приезжал сюда буквально каждые 3 месяца. Заходит в дамскую комнату, смотрит: «Александр, вы представляете, чтобы дама вышла отсюда, не поправив макияж?». Все понятно, делаем зеркало. В следующий раз спотыкаемся здесь же — «А куда она поставит свою сумочку?». И так буквально по каждому квадратному метру будущего центра.

Здесь должен лежать именно этот мрамор. И именно этого производителя. И именно по этой цене. Понимаете, о чем я говорю? (усмехается). А цена немалая. Уже при подготовке дилерского центра «Лексуса» цена черного гранита, указанного «Тойотой» — 4500р за кв.м. Я нашел такой же гранит за 900 руб за квадрат. Но закупить у другого поставщика расходники ты не можешь. Тогда я сделал по-другому (и другим посоветовал делать так же). Заказал буквально 10 «квадратов» у поставщика «Тойоты», а остальное у своего. Японцы приезжают — показываю им бумажку — все как вы говорили.

И такие условия буквально с каждым пунктом в смете. В 2014 году, они заставили меня переоборудовать центр под новые требования. Я на одну новую мебель потратил 16 млн. И это при том, что даже в Москве еще есть центры старого формата.

Если у компании было все плохо с финансовой точки зрения, и через год они планировали меня закрывать, то зачем было это делать? — Александр Самуилович неожиданно бьет ладонью по столу.

Красный яр

Недавняя универсиада — одна из любимых тем для разговора у местных жителей. После приезда в гостиницу, по городу я передвигаюсь в компании двух бывших работников «Крепости» — Андрея и Оли (имена изменены). Периодически они сменяют друг друга — у каждого есть работа. Ну а Александру Кангуну они помогают уже по зову сердца. Юрист до сих пор возится с исковыми заявлениями пострадавших клиентов. Андрей же работал с Александром еще на «скорой». Эту байку мне рассказали оба моих спутника:

— Видите на холмах глина красная? Потому Красноярск так и называется — Красный яр. Когда князь Дубенской плыл по Енисею, он их заметил и сказал — Красный Яр, здесь будет город. Так и повелось.

Ну а о людях что я могу сказать? Они разные. Даже после этой ситуации — кто-то реагировал адекватно, собирал и оформлял все необходимые документы. Кто-то наши домашние адреса искал. Был даже человек, который грузовик с плакатом у нашего центра на Партизана Железняка разместил.

Ударила такая активность не только по нам, но и по «Тойоте». Некоторые люди доехали даже до Москвы и пикетировали столичный офис «Тойоты Мотор». Отчасти, это помогло нашим юристам заставить компанию отдать клиентам деньги за не поставленные автомобили. Правда согласились осуществить возврат они не всем.

— А сейчас невыданные машины есть?

Конечно. За салоном, откуда сейчас едем, вся парковка заставлена. Они арестованы приставами, и числятся как залог. Клиенты пытаются в суде доказать, что залог неправомерный — мы помогаем им собирать документы.

Есть у нас один пострадавший, не местный. Я ему сколько раз звонила по вопросам с судом. На все один ответ — делом занимается мой юрист. Я пытаюсь дозвониться до юриста — он не берет трубку. И так бились несколько месяцев. То нет связи с юристом, то он занят. Под конец все-таки удалось с ним поговорить, так он еще 10 минут вспоминал что это за клиент, и что за фамилию я ему называю.

— И чем все закончилось?

— Уговорила этого юриста завезти документы мне. Подготовили исковое заявление — теперь клиент самостоятельно подал в суд.

— У меня только один вопрос — а вы-то зачем этим занимаетесь?

— Доброе имя «Крепости» не должно пострадать. Во всей этой ситуации, когда нас пытаются смешать с грязью... Понимаете, коллектив жил как одна большая семья. Даже после проблем, сотрудники не написали ни одного заявления или обращения в СК или приставам. Зарплату получали частями, но все понимали почему и как... А в прошлом апреле нас всех смешали с грязью.

Мы продолжаем разговор. Вдруг у Оли звонит телефон. Через 10 минут разговора она делится маленькой победой:

— Представляете, звонил один из клиентов. Им удалось доказать в суде неправомерность залога! Там история длинная, они выиграли сначала один суд, потом второй — «Тойота» постоянно обжаловала решение. Но теперь на сторону клиента стал и краевой суд! А значит «Тойоте» придется выполнять его решение, даже если они подадут очередную апелляцию. Первый прецедент за всю историю судов клиентов с «Тойотой». Завтра подвезут решение — будем разбираться. Может и остальным помочь удастся.

— «Тойота» отдавать оплаченные клиентами автомобили не хочет?

— Конечно нет. У нас даже после ареста этих автомобилей была ситуация. Приехал автовоз — часть авто погрузили и увезли в сторону станции. Ладно наш охранник позвонил (охрана арестованных авто осуществляется не сотрудниками ГК «Крепость» — прим. ред.) мы примчались на место вместе со следователями. А 15 машин уже увезли в неизвестном направлении.

— Это же незаконно.

— Конечно.

— А данные машин? ВИН-номера и остальное

— Следователи все переписывали себе. Да кто же знает где теперь эти машины искать...

Россия, Европа и Япония

Александр Самуилович немного успокаивается. Глоток остывшего чая, одна конфета и от нервов уже не остается и следа.

Японцы — это очень дотошный народ. Их сила не в изобретениях. Что-то свое придумать им сложно, а вот промышленный шпионаж — это да. И это не мое личное мнение, это история показывает. Сила японцев — как раз в дотошности. Взять какую-то задумку или процесс и отточить его до идеала — это и есть самая главная сила японцев. При этом сделать это максимально жестко. Поверьте мне, я начинал работать с «Тойотой», еще когда российского представительства, и российского же топ-менеджмента у «Тойота Мотор» не было.

— Я это к чему говорю — там, где нужно соблюдать какие-то рамки, они будут это делать. К примеру — во время кризиса 2009 года Toyota своим дилерам в Германии выдала от 500 тысяч до 1 млн. не рублей на поддержание штанов. У нас же — шиш. Если бы ситуация подобная нашей произошла в любой стране Европы, через неделю бы дистрибьютера в этой стране не было бы!

При чем, когда отечественная система защиты прав потребителей начинает шевелиться — «Тойота» тут же идет в обратную. Так было в «административке» от ФАС, возбужденной на «Тойота Банк» (ООО «Тойота Банк» и банк «Уралсиб» заключили соглашение, благодаря которому последний фактически отказывался кредитовать клиентов для покупки автомобилей марки «Тойота», и отправлял их к первому — прим. ред.). Так было, когда в дело вступал Роспотребнадзор.

Просто для сравнения. У нас был промежуток, когда за год сгорели 5 «Камри российского производства». Плюс в законе «О защите прав потребителей» есть пункт — если во время гарантийного обслуживания клиент дважды обращается в сервисный центр с одной и той же поломкой, он имеет право получить от производителя схожий товар, взамен бракованного. При подобных обращениях от наших клиентов мы ставили в известность «Тойота Мотор». Решать вопрос в досудебном порядке они не хотели.

Нам приходилось ходить суды, подавать апелляции и только после этого «Тойота» согласовывала замену клиенту автомобиля или выплату денег. При этом после урегулирования с клиентом данных вопросов, Тойота Мотор компенсировала дилеру часть затрат с задержкой от 6 месяцев до 1 года. Но штрафы, которые также присуждал суд, приходилось платить нам. Ведь продавцом в данной сделке выступала «Крепость». Как вы думаете, хоть один штраф нам возместили? Нет.

В России очень хороший закон о защите прав потребителей. А вот с бизнесом вышла загвоздка.

«Забота о клиенте, открытость отношений»

Новосибирск. Здесь я уже на следующий день после разговора с Александром Кангуном. После путешествия из Москвы в Красноярск на перелет в 1 час особо не обращаешь внимания. Большинство пассажиров самолета летят сюда лишь ради пересадки — прямые рейсы до Москвы из столицы края на этой неделе удовольствие не из дешевых.

В программе дня вместо обзорной экскурсии по третьему по численности городу в России все та же «Тойота». За 2 года до банкротства компании Александра Кангуна, в Новосибирске перестал существовать еще один дилер «Тойоты» — компания «СЛК-Моторс».

Сразу же от аэропорта Толмачево сажусь в такси. Наученный Красноярском сразу избегаю возможного казуса и прыгаю на заднее сиденье. Мог садиться и на переднее — руль левый.

Едем на улицу Фрунзе. Раньше там находился салон «Тойота центр Новосибирск». Теперь же, как выяснится всего через 40 минут — пустое здание. Параллельно набираю владельцу СЛК-Моторс — Наталье Ждановой. Встретиться лично у нас, к сожалению, не получилось — экс-партнер «Тойоты» сослалась на очередной визит к следователю.

— Наталья, я правильно понимаю, что у Вас произошла идентичная с Красноярском ситуация?

— Отчасти да. «Тойота Мотор» так же разорвала с нами дилерский договор. В нашем случае «Тойоту» не устроили наши планы продажи бизнеса.

— За сколько вас уведомили о расторжении договора?

— Изначально речь шла о двухнедельном сроке. Путем сложнейших переговоров нам удалось договориться на 2 месяца.

— Насколько я знаю, в Новосибирске тоже не удалось избежать проблем с клиентами.

— Да. Здесь стоит сказать спасибо юристам Крепости, а также красноярским клиентам. Учитывая шум, который они подняли: заявления в УФАС о незаконномом расторжении Дилерских договоров, пикеты клиентов, которые дошли практически до головного офиса «Тойота Мотор» в Москве, дистрибьютор был вынужден предпринять хоть какие-то действия. Деньги за непоставленные автомобили стали получать и красноярские и наши клиенты. Хотя добиться этого от «Тойоты» не могли практически год.

— Как «Тойота Мотор» аргументировала отказ от работы с потенциальным собственником?

— Их не устроило, что новый владелец не имел опыта работы в автобизнесе. Понимаете, когда мы начинали бизнес с «Тойота Мотор» (Наталья, как и Александр открыла первый дилерский центр в 2006 году), мы думали что строим свой бизнес. Как оказалось, мы просто зарабатывали деньги для других людей. Неужели бизнесмен не имеет права продать свой проект? «Тойота» считает, что нет.

И в Новосибирске, и в Красноярске обанкротившиеся дилеры работали не только с «Тойотой». Но подобные проблемы возникли только с этой компанией. Почему с тем же «Ниссаном» мне удалось договориться о продаже? Ведь это тоже японцы. Все марки, с которыми работал Александр Кангун продолжают свою работу. Ни в Красноярске, ни в Новосибирске ни один клиент другой марки не пострадал!

К концу разговора я оказываюсь у входа в бывший автосалон. В отличие от места нашей встречи с Александром Кангуном, обстановка здесь осталась такой же, как и во время работы автоцентра. Сквозь затемненное стекло различаются брендированные знаки. Есть и стойка, с корпоративными лозунгами:

«Забота о клиенте, открытость отношений»

Очередная насмешка и над клиентами, и над партнерами. Площадка бывшего дилерского центра сейчас используется как стихийная парковка. У меня на глазах двое парней подгоняют «Форд» под козырек здания. На небе тучи, скоро пойдет дождь.

Тем временем, до самолета в Москву остается всего 2 часа. Вызываю такси обратно в аэропорт. По пути разговариваем с таксистом — когда машина подъезжала, мужчина увидел, как я фотографирую здание бывшего центра. Вкратце рассказываю цель визита.

— А я владелицу этого всего знаю. Ну как знаю... Дети в одной школе учатся. Ндаа, попала она — в голосе слышится сочувствие.

Кризис, кризис и банкротство

— Александр Самуилович, давайте все-таки коснемся основной темы. Что произошло в апреле прошлого года?

— В ночь с 10 на 11 апреля мы получили письмо от «Тойота Мотор» о разрыве дилерского договора с 25 числа. Согласно договору, подписанному нами, уведомление о расторжении должно быть подано минимум за 180 дней.

— Почему «Тойота» решила прекратить деловые отношения с вами?

Официально, их не устроила финансовая ситуация в компании. Но это бред! Мы работали с широким кредитным плечом, но ни одной просрочки ни по одному кредиту у нас не было. Более того, мы договорились с 5 банками о реструктуризации! Вы понимаете чего это стоит в наши дни? Два крупнейших дилера в России — Genser и «Независимость» после кризиса 2014 года хлопнулись как раз из-за них. А у нас на руках были все документы! В январе 2018-го мы ведем переговоры о продлении дилерских договоров на полгода, а спустя 2 месяца «Тойоту» уже не устраивают наши финансовые показатели. Да это бред!

Да первыми, кто меня «хлопнуть» могли быть банки. Тот же ВТБ — мы с ними терм-шит подписали на реструктуризацию. Мы переводим им 300 млн руб в счет предыдущего кредита, а они выдают нам их завтра. Но не на год, а на 5. Мы деньги перевели, но обратно их так и не получили. Да и хрен с вами, ВТБ. Не должен ничего, и ладно, идем дальше.

— Но с остальными банками общий язык найти удалось?

Конечно, все договоренности были. В бизнес зашел бы партнер, получил бы долю. Его одобрили все банки! Они взяли на себя риск! А «Тойота» отказалась. Я трехсторонней встречи в Москве добивался сколько! Мы с руководителями банков приехали в офис, а к нам вместо руководства и людей, которые принимают какие-либо решения выходят клерки! Слушают нас и спокойно заявляют: «мы приняли такое-то решение». Мне после встречи банкиры сказали: «А зачем мы сюда ехали? На похороны что ли?».

— Почему же в конечном счете пострадали клиенты?

— Понимаете, вся наша деятельность так или иначе завязана на «Тойоту». Машины нам поставляет «Тойота Мотор», операции проходят через «Тойота банк». С последним мы работали в рамках револьверного кредита. И вот когда мы получаем письмо от «Тойота Мотор», «Тойота Банк» списывает с наших счетов деньги в счет задолженностей. В итоге к нам приходят заказанные и частично оплаченные клиентами машины, а у нас ни денег клиентов, ни документов на авто. И разрыв договора через 2 недели.

Я понял бы, если б и другие партнеры отнеслись к предложенному нами плану скептически. Так все другие производители согласились! Заартачилась только «Тойота», и в итоге и нас обанкротила, и клиентов кинула. Мне 60 лет, и меня смешали с грязью. Возбудили уголовное дело, на ногу браслет надели! Меня как человека больше нет, был Кангун, и кончился!

Александр Самуилович переводит дух.

— Я этим бизнесом 25 лет жил. И неужели, ради сотни машин плюнул бы на это все? Зачем мне это надо? Компании всего 500 млн не хватало, влей и попер дальше! И вариант такой был! А сейчас компания с миллиардными оборотами расходится по кускам за бесценок.

Так мало того! Уже когда понятно было, что дело швах, мы предложили «Тойоте» второй вариант решения. Мы продавали свои активы другому дилеру — «Ключ Авто». Дилер брал на себя обязательство погасить всю имеющуюся задолженность компании, и перед банками, и перед клиентами. Банки все одобрили, но «Тойоту» не устроило даже это! При том, что «Тойота Мотор» активно сотрудничает с «Ключ Авто». Они просто так захотели!

А результат — крах и уголовное дело. Только возбуждено оно почему-то на меня. Я за жизнь ни разу не дал зарплату в конверте, исправно платил все налоги! Когда пошла вся эта свистопляска, я следователям всю отчетность за несколько лет отдал самостоятельно, ничего не утаивал, не рушил, не прятал. И вот там то вопросы должны возникнуть абсолютно не ко мне!

— Насколько я понимаю, со стороны бывших сотрудников к вам претензий не было?

— Конечно! Мы жили как одна семья. У меня уборщицы меньше 30 тысяч не получали. Механик 4-5 разряда — меньше ста никогда. И все белыми. У меня команда была огромных профессионалов, 600 с лишним человек. И сотрудники, и сами дилерские центры постоянно становились лучшими по всей стране. С конкурсов мастерства ребята минимум одно первое место привозили, а чаще и по два, и по три. Продажи доходили до 500 машин в месяц — мы Москву по показателям делали!

А пиар-ходов сколько придумали. И 2 рекорда Гиннесса, и автопробег клиентов «Тойота» по Европе. Одной из точек маршрута была Франция. Там мы сняли на несколько месяцев виллу, и самые продуктивные сотрудники в 2 сезона отправились туда отдыхать. Там же остались и несколько сопровождающих авто — т.е. у людей была возможность попутешествовать по Европе.

Даже когда речь шла о возможной продаже бизнеса, одним из ключевых условий в договоре был пункт, согласно которому новый владелец не может уволить ни одного старого сотрудника в течение 3-х лет. Если, конечно, он не решил уволиться сам.

— После апреля ситуация с обманутыми клиентами активно освещалась и блогерами, и СМИ.

— Да, приезжали даже из Питера снимать. Вели себя абсолютно по-хамски. А у нас охрана, работавшая в зале была — 2 дедушки. Потом у входа поставили растяжку «Верните деньги, мошенники». Один товарищ даже палатку разбил. А мы что сделаем? Вон, машины, до сих пор под открытым небом стоят. Да и я никуда не делся, вот, сижу перед вами. Следствие крутится второй год, но что мне предъявить особо не знают — я же в-белую работал.

— Откуда же тогда нынешние суды?

Изначально была информация о том, что «Тойота» будет помогать всем клиентам. Потом они решили, что только физлицам. Потом — что только некоторым физлицам. Хотя ситуацию спровоцировали сами. Посмотрите, например, на другие бренды, которые были раньше в группе. Там есть хоть одна претензию от клиентов ко мне? Их нет.

Я одного не пойму, на что японцы рассчитывали? Что я сделаю себе сеппуку? Нееет, так принято у них. В России принято бороться до конца. Что я и собираюсь делать.

— Как обстоят дела на данный момент?

— Как... Я под следствием — в сентябре будет слушание по продлению мне меры пресечения. Офис в котором мы находимся практически пустует — только на первом этаже арендаторы занимаются кузовным ремонтом. Другие дилерские центры успешно продолжают свою работу, правда с новыми владельцами. Второй центр «Тойоты» — «Тойота Запад» так же с новыми владельцами занимается исключительно сервисным обслуживанием авто.

«Тойота» судится с нами и с нашими бывшими клиентами. При этом провела тендер — новый дилер построил новый дилерский центр. Когда мы предлагали компании абсолютно «бескровное» решение с покупкой одним из игроков рынка наших мощностей. Этот ход решил бы все проблемы, но кому-то обанкротить «Крепость» и ввести нужного партнера оказалось важнее.

Знаете, что самое страшное в этой истории? Пожалуй, кроме пострадавших клиентов... Все мои слова подтверждаются документально. По бумагам можно установить даже этих интересантов. Но ни МВД, ни СК, ни ФСБ, ни УФАС, ни в конце концов сама «Тойота» в этом не заинтересованы. Мы ко всем обращались, объясняли ситуацию, показывали документы. Но им проще обвинить меня — человека, который полжизни отдал этому делу и 25 лет думал только о развитии бренда «Тойота».

***

Напомним, ситуация, в которой оказались Александр Кангун и Наталья Жданова является нормой для российского рынка. По схожей схеме в свое время банкротились дилеры в Туле и Владимире. Во всех регионах уже через полгода после разорения местных дилеров к работе приступала новая компания, ранее согласовавшая условия с «Тойота Мотор».

Причиной смены дилера как правило становятся действия дистрибьютера. При этом без собственных денег остаются как сами бизнесмены, так и клиенты, поставить автомобили которым разорившийся дилер уже не может. При этом уголовные дела Следственный комитет возбуждает не на представителей топ-менеджмента «Тойота Мотор», а на обанкротившихся бизнесменов, итак оставшихся без средств к существованию.

На наш взгляд, однотипность развития событий в разных регионах, вплоть до определенных действий представителей дистрибьютора, может говорить о личной заинтересованности определенных сотрудников «Тойота Мотор» в подобном развитии событий.

Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру России.

Использованы материалы следующих авторов:

МИД Украины вышлет из страны старшего дипломата посольства России

Евгений Силаев

Эта мера станет ответной на действия российской стороны.
Украина вышлет старшего дипломата посольства РФ Черникова. Эта мера станет ответом на задержание и высылку консула Александра Сосонюка. Фамилию политика назвал в эфире телеканалу «Украина 24» министр иностранных дел Евгений Енин. Им стал старший дипломат посольства России в Киеве Черников. «Старший дипломат — это один из советников посольства РФ в Киеве. Есть конкретный человек. Его ф

...

Частичка Японии в России. Почему дилеры «Тойоты» становятся фигурантами уголовных дел?

Дмитрий Журавский

Расследование Readovka.news чем отличаются разные японские бренды и судьбы их партнеров.
Еще пять лет назад авторынок в России был одной из самых депрессивных отраслей бизнеса. Кризис 2014 года поставил крест на жизни четверти всех российских дилеров мировых и отечественных брендов. С рынка ушли крупнейшие игроки — компании Genser и «Независимость». Журналисты и экономические эксперты ставили крест и на гремящем сейчас на всю страну «Рольфе». Но существенные проблемы настигли компанию Сергея Петрова лишь 5 лет спустя. Сам ми

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх