Анастасия Милюкова, Виктория Нэмис

Расследования

Росаккредитация спровоцировала коллапс на российской таможне

Дмитрий Журавский
Крупнейшие ритейлеры оказались заложниками самоуправства чиновников ведомства

Федеральная служба по аккредитации перекраивает рынок импортеров России. Из-за массового аннулирования деклараций и сертификатов соответствия, на контрольно-пропускных пунктах российской таможни творится хаос. О своих действиях специалисты Росаккредитации не предупредили ни ФТС, ни самих импортеров.

В результате санкций, введенных Роскачеством только в отношении клиентов одной российской компанией, занимающейся сертификацией, было аннулировано 30 000 документов. Решение о денонсировании было принято только вчера, а уже сегодня отправлявшиеся в рейс с еще действующими документами экспедиторы не смогли пройти таможню. По неподтвержденной информации, пересечь границу России не могут поставщики таких ритейлеров как Спортмастер, Иль Де Ботэ , кондитерская фабрика Рот Фронт, сети продуктовых магазинов Ашан и Билла, автомобильный концерн BMW, косметическая компания Yves Rocher. Немногим ранее в этом списке оказались Fix Price, O'stin и другие бизнес-структуры.

Что произошло?

Согласно федеральным законам, Росаккредитация занимается контролем аккредитованных лиц, то бишь частных организаций, которым само ведомство выдало разрешение на предоставление импортерам и другим заинтересованным лицам сертификатов и деклараций. С марта этого года, федеральная служба получила полномочия самостоятельно аннулировать выданные «частниками» сертификаты и декларации. При этом о самом аннулировании, ведомство ни Федеральную таможенную службу, ни импортеров не ставит.

Как это выглядит на практике

Не знающий об аннулировании сертификата импортер отправляет груженый транспорт в рейс. При прохождении таможни, сотрудники ФТС выявляют в предоставленной экспедитором документации недействующий сертификат и отправляют груз на склад временного хранения. Об аннулировании сертификата соответствия представители импортера узнают только в этот момент. Ему не остается ничего, кроме как пройти сертификацию заново. Все это время задержанный груз будет храниться или на складе временного хранения (за немалую плату, СВХ это тоже частные лица), или отправить груз обратно в пункт отправления.

При любом варианте, импортер попадает под штрафные санкции. Как со стороны ФТС — де-юре он указал в сопроводительной документации ложную информацию, выдав аннулированный сертификат за действительный. Прибавьте сюда штрафные санкции со стороны ритейлера (заказанный товар не был доставлен) и траты на хранение груза или его обратную доставку.

Что это значит для рядового покупателя

В конечном итоге, все траты импортеров и самих ритейлеров скажутся на розничной цене продукции. По-другому получить упущенную прибыль компании могут только через суд, обратившись с исковым заявлением в адрес Росаккредитации. Но даже несмотря на то, что импортеры оказались заложниками «разборок» между ведомством и одобренными им же компаниями, судебные заседания растянутся на годы. Кстати, в Арбитражном суде города Москвы уже рассматриваются 4 подобных дела по искам сертифицирующих компаний. Судя по всему, в ближайшее время их станет больше.

Но все же, вариант с увеличением конечной стоимости продукции проще и быстрее.

Что будет дальше?

Если в ближайшем будущем подход Росаккредитации не изменится, то подведомственные ей сертифицирующие компании лишатся основной работы и заработка — импортеры предпочтут сертифицироваться в Беларуси, Казахстане или Армении. Других странах Таможенного союза, ведь речь идет о декларациях и сертификатах соответствия именно нормам ТС ЕАЭС.

Ну а получить соответствующие документы в России смогут только клиенты компаний, имеющих «рабочие» отношения с Росаккредитацией.

Использованы материалы следующих авторов:

Компания «Роснефть» подала иски к Bloomberg и двум российским изданиям

Сергей Щербаков

Нефтедобытчик намерен защитить деловую репутацию.
«Роснефть» подала в суд на агентство Bloomberg, ЗАО «Издательский дом «Новая газета» и издание «Важные истории». Информация об исках размещена в картотеке дел Арбитражного суда Москвы.По иску к «Новой газете» соответчиком указан автор издания Максим Авербух

...

«Меня как человека больше нет»: история Александра Кангуна, потерявшего за одну ночь дилерскую империю с 25-летней историей

Дмитрий Журавский

Тойота — управляй мечтой.
За последнюю пятилетку судьба российских автодилеров сложилась по-разному. Пока крупнейшие игроки покидали рынок, сумевшие договориться с кредиторами компании поменьше заняли их место. Непоследнюю роль в этой ситуации сыграл и вернувшийся в 2014 году в страну капитал. Дилеры по-разному выживали и по-разному же банкротились. Как показал наш прошлый материал, по-разному они даже становились фигурантами уголовных дел.Продолжая разбираться

...
Подписаться
Новости партнеров


наверх