Цена на бензин будет расти в пределах 4%. Аналитик обозначил проблемы топливного рынка России

Сергей Щербаков
Стоимость бензина в России в течение 2021 года будет продолжать расти в пределах 3,5-4%, прогнозируют аналитики «Независимого топливного союза». С декабря 2020 года по 1 марта 2021 года средняя цена на бензин марки АИ-92 увеличилась на 1,9% до 44,27 рублей за литр, при этом дизель вырос на 0,9% до 49,18 рублей за литр. На текущий момент стоимость бензина марки АИ-92 на бирже увеличилась до 55 434 рублей за тонну.

Повышение стоимости топлива в России связано с особенностями государственной системы налогообложения и регулирования нефтепродуктов — в стоимости 1 литра топлива доля акцизов, сборов и налогов достигает 45%. Стоит учитывать, что правительство допускает рост розничных цен на топливо лишь в пределах таргетинга «инфляция минус», однако регулирование не благоприятствует снижению цен, даже когда для этого есть все предпосылки.

На рост биржевых и розничных цен непосредственно повлияло повышение индексов экспортной альтернативы и нетбэков (чистой производственной цены), которые растут по причине планового повышения акцизов на 4%. Акцизы на бензин класса ниже «Евро-5» выросли до 13 624 рублей за тонну, для «Евро-5» — до 13 262 рублей за тонну, для дизтоплива — до 9 188 рублей за тонну, для моторных масел — до 5 841 рублей за тонну. Также с 1 января 2021 года было принято решение увеличить параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива.

«Субсидия на прибыль, штраф на убыль»

Для внутреннего рынка базовые цены также были повышены на 5%, что привело к удорожанию бензина до 56 300 рублей за тонну и дизтоплива до 50 700 рублей за тонну. Индексация расчетных цен привела к тому, что демпфер сейчас недостаточен для нормальной компенсации нефтяникам.Текущая ситуация провоцирует увеличение налоговой нагрузки, что приводит к повышению нетбэка. В целом состояние демпфирующего механизма на топливном рынке сегодня можно охарактеризовать как нерабочее.

Дополнительным стимулом для нефтяников реализовывать свою продукцию на экспорт является постепенное восстановление мирового рынка черного золота — по состоянию на 12 марта котировки нефти марки Urals колеблются в районе 67,61 долларов за баррель. Еще одним российским парадоксом является ослабление рубля, несмотря на укрепление позиций на нефтяном рынке. По словам руководителя аналитического центра «Независимого топливного союза» Григория Баженова, ввиду покупки Минфином валюты, что стабильно ослабляет рубль и не дает упасть нетбэкам.

Топливный демпфер, действующий в России, в рядовой ситуации не позволяет ценам на топливо снижаться и, в некоторой степени, сглаживает резкие скачки роста цен, ограничив их уровнем инфляции. Согласно прогнозу Банка России, в 2021 инфляция в стране ожидается на уровне 3,5-4%. Однако в текущих условиях существует риск негативного сценария, о чем свидетельствует резкий скачок цен на бензин на 20%, достигнув летних значений.

«В целом, демпфер — плохой механизм, выстроенный согласно странной логике: когда у нефтяников прибыль за счет экспорта — они получают субсидию; когда они несут убытки — им приходится дополнительно платить в бюджет. Фактически, это субсидия на прибыль и налог на убыток. Этот механизм нужно отменять», — сказал Баженов.

В случае, если демпфер не отменят, государству необходимо провести коррекцию этого механизма. По мнению эксперта, нужно привязать расчет к средним за месяц биржевым ценам в диапазоне 10% от среднего нетбэка и дифференцировать коэффициенты по субсидиям и отчислениям в бюджет: «демпфер должен поощрять поставки на внутренний рынок, а не балансировать бюджет».

«Цены будут только расти»

Государству необходимо приложить усилия для того, чтобы производство топлива в России приносило прибыль. Производители нуждаются в снижении фискального бремени, что приведет к увеличению маржинальности нефтепереработки и подтолкнет к наращиванию производства в случае, если нагрузка останется на прежнем уровне.

Также, по мнению Баженова, требуется вдвое увеличить нормативы объемов реализации нефтепродуктов на рынке, иначе топливо будет уходить на экспорт. Вкупе со снижением экспортных пошлин на товарный бензин и дизель и снижением акцизов, российский рынок сможет стабилизировать цены на топливо: «Нужно, чтобы производить было более выгодно, чем продавать сырье».

На сегодняшний день российские производители топлива испытывают давление со стороны как внутренних, так и внешних факторов, несмотря на попытки государства урегулировать ситуацию. Примечательно, что российское налоговое законодательство на фоне сделки ОПЕК+ оказало дополнительное давление на производство, вызвав очередной рост биржевых цен.

Действующие в российской экономике механизмы на текущий момент позволяют только нефтяным компаниям компенсировать налоговые потери за 2020 год. Однако это никак не способствует снижению стоимости топлива внутри страны — нефтяники заинтересованы реализовать продукцию на экспорт и получать дополнительную прибыль.

Аналитик «Независимого топливного союза» уверен, что при текущей системе налогообложения и регулирования ожидать падения цен на топливо нельзя — они будут только расти, вопрос лишь в темпах.

На фоне кризиса Правительство России провело 11 марта совещание, в ходе которого было принято решение скорректировать заложенную в демпфере цену внутреннего рынка на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019-2020 годах и использовать данные значения для расчета в будущие периоды.

Как ранее писала Readovka, в Москве цены на бензин демонстрируют уверенный рост Эксперт объяснила рост стоимости бензина в МосквеКолебание цен на нефть не влияет на внутренний рынок на протяжении трех недель. По словам старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, скачок стоимости топлива связан с возросшей активностью населения и бизнеса, при этом снижения цены ждать не приходится.

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: vesti-ua.net

Минприроды: российских запасов нефти хватит на 59 лет

Евгений Силаев

Речь идет об известных месторождениях.
Нынешних запасов нефти России хватит на 59 лет, рассказал в интервью РБК глава Минприроды Александр Козлов. В то же время, наша страна обеспечена газом на ближайшие 103 года. «Обеспеченность всех запасов нефти при существующей добыче составляет 59 лет, природного газа — 103 года. Но мы же понимаем, что это общий баланс

...

Правительство пытается урегулировать рост цен на продуктовом рынке

Сергей Щербаков

Реализация демпфера обеспечит субсидиями сельское хозяйство.
Минэкономразвития рассматривает возможность введения механизма для регулирования экспорта растительного масла. Об этом заявил глава министерства Максим Решетников в ходе совещания президента России с членами правительства. Также Владимир Путин поручил ведомствам проработать вопрос о поддержке производителей масличных культур на Дальнем Востоке с учетом требований ВТО. Новый механизм будет разработан по аналогии с ранее введенным зерновым демпфером. По

...


наверх